Рейтинг@Mail.ru
Адрес редакции:
624090 Россия, Верхняя Пышма, Орджоникидзе, 24, вход с ул. Ленина (Успенский проспект)
График работы редакции:
пн-пт: 10:00 - 18:00
сб-вс: выходные дни

Контакты:
8 (343-68) 5-05-05,
8 (343-68) 5-30-10 50505@bk.ru govp@mail.ru

Подписаться на газету
«Час Пик»

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
«Личное дело судьи Ивановой», или Куда уходит любовь?

Развод по-советски резко отличается от своего, к примеру, собрата времен послевоенной Италии. Бедные итальянцы, измученные фашистским режимом Муссолини, с радостью избавились от многих ограничений их свобод. Но не от этой. Вспомните великолепный фильм Пьетро Джерми «Развод по-итальянски», и вам всё станет ясно. Смерть или вечная жизнь с опостылевшим супругом/ой – вот и весь удел.

То ли дело в СССР. Официальное расторжение брака – процесс публичный, нелицеприятный, унизительный, но возможный. Да, необходимо было не только подавать заявление в суд (при любом раскладе), но и лично присутствовать на заседании в честь себя любимого. Или, точнее, уже нелюбимого. Стыд да позор. Общественное порицание. Косые взгляды соседей. Самых стойких это ничуть не волновало, более смирных привязывало к несчастливому браку навсегда. Но возможно ли привязать свое сердце, аки собаку посадить на цепь? Об этом в частности и о многом другом фильм Ильи Фрэза «Личное дело судьи Ивановой».

…У судьи Ивановой работа, прямо скажем, не сахар. Сиди, понимаешь, выслушивай этих обездоленных и неспособных сохранить хрупкое семейное счастье. Пришла любовь – ушла любовь. Ушла любовь – пришла любовь. Сплошной круговорот несчастных судеб в природе. Сама Иванова взирает на эти пертурбации свысока. Ей некогда. У нее ответственная должность, муж некормленый, собака невыгуленная и дочь в опасном подростковом возрасте. Поэтому, когда мадам с издевательским в свете тематики ленты именем Любовь узнает, что у ее благоверного завелась (глагол подобран сознательно) молодая пассия, для нее сей факт – как снег на голову, несмотря на бурное лето в кадре.

Семья Ивановых разбивается на два, нет, даже на три, противоборствующих лагеря. Жена занимает позицию оборонительно-выжидательную, ибо верит, что стерпится-слюбится, ничто не вечно под луной и «мы и не таких обламывали». Отец семейства находится в позе Ромберга – ему никак не удается сохранить равновесие. С одной стороны – жена-мученица, с другой – практически юная учительница музыки, что вдвойне эстетично и приятно. Хуже всех дочери Лене. Не успев сама познать сладкое чувство влюбленности и горечь несчастной любви, она берется судить своих родителей судом детского непослушания и ненависти…

Кто в этой истории прав иль виноват? По славной советской традиции социального кинематографа, авторы картины не берутся выносить приговор. Они даже не удосужатся ответить на многочисленные поставленные вопросы. Задача соцреализма в нашем кино – обозначить проблему, указать на несоответствие, выделить основные психотипы. А затем разойтись с выражением недоумения на лицах, оставив зрителя в нервическом состоянии на Перепланування квартир финальных титрах. Мол, уважаемые, это вам не Голливуд с его набившим оскомину капиталистическим хэппи-эндом. Здесь вам не тут, учитесь соображать и домысливать, фантазируйте, товарищи, во всю ивановскую.

Что ж, оставим гордость и пофантазируем, раз уж другого выхода не наблюдается.

Мне по-человечески жаль всех персонажей этого фильма. Их история банальна и стара как мир, но им от этого не легче. Обиженная жена, запутавшийся муж, испуганная девочка и даже как никогда скромный в эмоциях Алексей Гуськов в роли тихого, но верного соседа – все эти типажи видены и слышаны нами не раз. Что там кино, не побоюсь громогласно заявить, что каждый из моих читателей хоть раз, но попадал в подобную, по сути, безвыходную ситуацию, хотя как гласит поговорка: «Даже если вас съели, у вас есть два пути отступления».

Циникам проще всего. Их решение мне дословно известно наперед. Этих – поженить, тех – развести, остальных отправить в тайгу высаживать кедры. И баста. Чего церемониться, собственно? Любовь-морковь. Ну не срослось, не прижилось, что теперь, на виселицу прикажете? Или в монастырь? А дите пущай привыкает, жизнь прожить – не поле перейти, ей еще самой сердца разбивать, да слезные письма строчить.

Романтически настроенным натурам здесь развернуться негде. Социальный посыл картины очевиден и безукоризнен в своей осведомленности чаяниями простых советских граждан. Это вам не господин Чернышевский, с его унылыми «Что делать?» и «Кто виноват?», брошенными в звенящую пустоту вечности. Перед нашими лицами проходит всамделишная, сегодняшняя драма, где каждый персонаж будто бы списан с учебника по семейной психологии.

Вот она. Жена. Мать его детей. Ответственная домработница и уважаемая в кругу коллег женщина-судья. Справедливая, но строгая. Тут вспоминаются изба, кони и прочий сопутствующий антураж. Наталья Гундарева для этой роли просто рождена. Особенно красноречив эпизод с телеаэробикой. Мол, отпрыгали мы уже свое, бабоньки. Наше всё – это котлеты на ужин, показательный макияж на день рождения да поиск утешения в несладком чае у матушки-старушки.

Вот он. Нерадивый муж. Бабник. Между прочим, любящий отец. Мямля. Тряпка. Безвольный негодяй, заваривший всю эту кашу и имеющий наглость запираться в ванной, чтобы осмыслить свое жалкое существование, а заодно почирикать по телефону со своей молодухой. Тьфу.

Очень больно видеть в столь беспомощной роли моего любимого Сергея Шакурова, но со сценарием не поспоришь. Его герой – вовсе не герой, а элемент суровой реальности, где любовь «нечаянно нагрянет, когда ее совсем уже не ждешь». Мне, мужчине, его позиция в данном вопросе понятна, тем более, что переверни мы весь сюжет наоборот, он тоже мог бы стать мучеником и жертвой. Но пока он жертва обстоятельств. Авторы изрядно постарались возложить на него всю вину за разрушение ячейки общества, так что не ждите откровений.

И вот она, не знавшая любви, поросль в виде всеми приласканной Леночки-школьницы. Столкнувшись с правдой жизни, юная ученица начинает играть в частного детектива. Это она – катализатор конфликта. Дети – существа ранимые. Особенно, когда речь заходит о родителях. Но Леночка ненавидит всех образцово-показательно, будто весь мир настроен против нее. Детский максимализм. Она даже хочет улететь отсюда подальше, но добрый ангел в виде Аристарха Ливанова (который, к слову, гораздо привычней смотрится в ролях негодяев) останавливает ее на самом интересном месте. Потому что от себя не сбежишь. Остается лишь терпеть.

Блог mr.SvetoBoy
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Опрос
Последние комментарии
Комментировать