Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Дата: чернобыльская катастрофа лишила людей малой Родины…27/04/2017

 Это одна из самых трагических страниц не только Украины, но и всего мира. Чернобыльская катастрофа стала крупнейшей за всю историю ядерной энергетики – как по количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. В результате загрязнению подверглись значительные территории Украины, Беларуси и некоторых областей России. 26 апреля 1986 года – эта дата останется в памяти еще у нескольких поколений. Предлагаем вам рассказ Нины Мордоровской, уроженки села Святск Новозыбковского района Брянской области. Это село попало в зону заражения чернобыльской аварии, жителей расселили, и оно навсегда осталось лишь в цепкой памяти сельчан. 

Память. Мне кажется, это не просто свойство человеческого сознания – уникальная способность сохранять следы минувшего. Память – это связующая нить между поколениями и цивилизациями, народами и культурами. Она никогда не бывает нейтральной и пассивной. Память учит, призывает, убеждает, предупреждает, дает силы для новых свершений и внушает веру. «О жизни той, что бушевала здесь» – это описание посвящено памяти одного из многочисленных «исчезнувших памятников России» – села Святск Брянской области Новозыбковского района. Это село, которого сейчас нет на карте России, и кожей чувствуешь ужас, охватывающий человека, оказавшего в месте, где «воздух безысходностью горчит».

Святск – жертва чернобыльской катастрофы, самая черная дата в истории села и деревень Брянской области. 26 апреля 1986 года. Весна в тот год была ранняя. Вечером 25 апреля по селу потянуло сладкой горечью молодой березовой листвы, по всем приметам следующий день обещал хорошую погоду. 26 апреля неожиданно запахло сосняком, а 27 апреля над селом заклубились тучи коричневого цвета, они затянули небо до самого горизонта. На село навалилась непроглядная, угнетающая тьма, превратившая день в ночь. Начался сильный дождь, а когда он закончился, жителям села открылась странная картина – в лужах стояла вода, покрытая ярко – оранжевыми хлопьями пены. Только через три дня жители услышали зловещие слова – «Чернобыль», «атомная станция», «авария», «радиация».

Районные газеты успокаивали жителей: «…оранжевые хлопья – это обычная весенняя цветочная пыльца, которую сильным ветром и потоками воды разнесло по округе». И жизнь продолжалась: первомайская демонстрация, посевная компания, старшеклассники помогали колхозу в подготовке картофеля к посадке, и все это несмотря на настоящую пыльную бурю. Селяне воспринимали радиацию философски – раз не видно, значит неопасно. Но вскоре начались первые весточки-болезни: головная боль, жжение в груди, чувство усталости. Детей начали вывозить в чистую зону. Стало известно, что гамма-фон в Святске превысил допустимый уровень в 1000 раз. Дезактивация началась через три года, гамма-фон не понижался, правительственная комиссия пришла к выводу: «Обязательное отселение в чистую зону».

Святск опустел быстро. В срочном порядке эвакуировали на лето в чистую зону школьников младших классов и матерей с маленькими детьми. Село онемело без детских голосов. А спустя несколько дней улицы Святска огласились плачем женщин и ревом коров, которых селяне уводили из дворов. Реквизиция скота из личных хозяйств проводилась по решению облисполкома: нужно было срочно исключить из рациона людей «грязные» продукты – молоко, сметану, творог.

К осени в обиход селян вошло слово «зона», а жизнь превратилась в сплошные запреты: в лес не ходить, грибы и ягоды не собирать, в реке не купаться, картошку не копать, яблоки не кушать. Жители привыкшие жить натуральным хозяйством, начали забывать вкус своих продуктов. Молоко, мясо, сметану хлеб, крупы покупали только в магазине, все было привозное. Государство на это выделило специальные средства, которые селяне называли «гробовыми». Но власти продолжали уверять, что жизнь в Святске абсолютно безопасна. И лишь в 1989 году в селе появилась правительственная комиссия, и ее приговор ошеломил сельчан: «Подлежит обязательному отселению в чистую зону». Весть об отселении в селе восприняли как известие о конце света.

Районное начальство предложило расселить жителей по разным хозяйствам. Для жителей это означало не иначе, как гибель села. Жители Святска обратились с просьбой к властям, чтобы нашлось место в Брянской области, удобное во всех отношениях: чтобы были речка, лес, чтобы природа напоминала Святск, где бы они жили вместе, осваивали новую родину.

Разъехалась молодежь, вслед за ней потянулись постарше, увозили только самое необходимое. В селе остались только старики, которые не желали переселяться в незнакомые места, и они подверглись многократному нападению мародеров. Мародеры не брезговали ничем – грабили дома, забирали иконы, разбирали дома кирпичной кладки и увозили в неизвестном направлении, также собирали урожай яблок и увозили на базар на продажу. По-видимому, никого особо не интересовало – откуда яблоки и груши.

Любопытно, но радиация не везде одинаково легла на землю, и жители безбоязненно продолжали сажать лук, морковь, собирали урожаи. Один раз в неделю оставшимся жителям автолавка завозила продукты на неделю. Шли годы. Выехали последние жители из села – их переселили в новые квартиры на окраины районного центра, а зараженные радиацией дома предали огню. Так в поселке Усох Брянской области появилась улица Святская – там поселилось старшее поколение Святска, которым некуда было ехать, да и не хотелось уезжать далеко от родных мест. Им выделили дома с земельными наделами, и так живут они до сих пор, коротая свой век. Это те жители, которые поднимали колхоз, защищали страну во время войны, восстанавливали разрушенное войной хозяйство, те, кто около трех лет жил в оккупации.

Святска больше нет. Святский посад, построенный беглыми старообрядцами, переживший гражданскую войну, коллективизацию, не сгинувший в годы немецкой оккупации, не смог устоять перед тенью Чернобыля. Чудовищная катастрофа лишила людей, в том числе и меня, малой Родины, разбросала по разным городам и странам и оставила в сердцах память. И каждый год жители Святска в день Успения Божией Матери – 28 августа – съезжаются на малую родину – в Святск, чтобы почтить родные места, обиходить дорогие могилы родственников. Ежегодно организатором таких встреч выступает церковь старообрядческого вероисповедания. Оставшиеся жители не могут предать забвению родное село Святск.

Нина Мордоровская, на фото: автор статьи на фоне дома своего детства в селе Святск. 1996 год

 

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать