Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Из истории края. История про первого жителя Сагры, поселка в городском округе Верхняя Пышма16/10/2017

Отшельница Платонида и старец Макарий.

История отшельницы Платониды стала известна большинству уральцев только после выхода в свет коллективного сборника «Медное платье Урала». Легенда о проживании женщины с монастырским именем Платонида, ее святом источнике и могиле связана с небольшим поселением под Ревдой – Краснояром.

Сегодня урочище Святой Платониды стало культовым памятником, посещаемым паломниками из разных мест, а также здесь бывает множество туристов.

Подлинного имени и фамилии пустынницы, места ее рождения не установлено. Существует лишь несколько легенд о происхождении Платониды. Остановимся на одной из них, которая кажется наиболее достоверной.

Девушка из зажиточной крестьянской семьи раскольников полюбила православного бедного парня. Родители девушки ничего не хотели слушать об этом браке, предвещая дочери неминуемую свадьбу с нелюбимым человеком.

Бедняжка решила бежать из родного села, она с обозом добралась до Краснояра. Однако сельчане приняли ее с недоверием, что заставило девушку отправиться на проживание в глухой лес. Со временем обида в душе девушки угасла, лес, богатый зверьем и растительностью, давал пустыннице все необходимое. Жила она в неприметной землянке. Помогала людям в трудах, особенно в жаркую пору страды.

Очень хотела узнать о своих родных отце и матери, но никаких сведений от людей не получала. Любимый же ею парень пустился в поиски сразу после исчезновения девушки. Всю свою жизнь посвятил он поиску, вечно находился в дороге, состарился. Несколько раз проходил мимо землянки Платониды, но не смог ее заметить. Устал, наконец, сел на берегу речки Ик и окаменел. На этом месте остался природный памятник Старик-камень.

  Платонида прожила до старости под Краснояром. Она умерла своей смертью, и рядом с местом, где похоронена, вскоре забил ключ, который как бы оплакивал ее несчастную судьбу.

Говорят, что если поклониться могиле Платониды, окунуться в ледяную купель, то избавишься от многих болезней. Источник бьет здесь непростой: вода в нем радоновая, а впадает он в таежную речку Малый Ик. По традиции, люди жаждущие исцеления, снимают с себя носильные вещи, повязывают их на деревья. Считается, что эта процедура прибавит здоровья и сил.

К источнику Святой Платониды часто приносят и камни, как бы делая свой вклад в благоустройство и снимая грех с души. По мнению специалистов, это аномально положительная зона или «благое место» для паломничества и покаяния. Заблудившийся же охотник или грибник вдруг может испытать на себе ощущение неведомой силы, стоящей за спиной.

В 1902 году в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» отмечено, что старообрядцы собирались 16 августа на могиле «матери Платониды» в Краснояре. В основном это были женщины, которые молились за своих пьющих мужей. То же издание 1906 года упоминает о «первой пустыннице» в окрестностях Краснояра, схороненной в 10 верстах от поселка. Таким образом, факт проживания Платониды в местных елово-пихтовых лесах получил документальное подтверждение.

Не страшились паломники ни сталинских репрессий, ни строгих советско-партийных времен. Посещения могилы и источника Святой Платониды длились до 60-х годов прошлого века. Ныне традиции стали восстанавливаться. Бытуют в народе и новые легенды о Платониде, которая, являясь в белых одеждах, помогает выйти из леса заблудившимся, а местным жителям не один раз помогала найти в лесу потерявшийся скот. Так старая раскольничья легенда обрела право на свое существование.

Предыстория же здесь такова. В 1650 году после реформ, проведенных патриархом Никоном, на Руси произошел раскол православной церкви. Старообрядцы бежали от жестоких расправ на Север Урала, Сибирь. В большинстве своем это были люди очень трудолюбивые. Их с удовольствием брали работать на уральских заводах. В большинстве случаев они и становились добросовестными рабочими.

В ХVIII веке многие их общины стали переходить к беспоповской практике. Богослужение свершали наставники-старцы. Они вычитывали службы, которые полагалось делать священникам. До революции к часовенникам относилось 90 % уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, мученики, авторитетные старцы, к которым ездили за сотни верст за исцелением.

Наиболее чтимыми из них были иноки Герман, Максим, Григорий и Павел, чьи могилы находятся на Веселых Горах возле Висима. Ежегодно сюда на могилы собирались паломники со всей России.

Про Макария.

В наших местах также проживали раскольники, они исправно трудились на тяжелых работах и продолжали упорствовать в своей вере, проживая в глухих и полудиких местах. А вот были ли среди них отшельники?

Как оказалось, были. Об этом факте писал наш краевед Олег Щетинин. Он посещал могилу такого старца на пограничной с Первоуральским ГО территорией, и даже занимался ее восстановлением после разрушения вандалами.

Священной старообрядческой могилой на Малой Черной речке заинтересовался и известный ураловед Павел Распопов, о чем рассказал на своем сайте. В ней похоронен старец Макарий. Легенда о старце Макарии, конечно, менее известна. Но не будем забывать, что инок Макарий считался первым жителем поселка Сагры. Факт этот довольно интересен для нас.

Сегодня урочище Макарий представляет собой два покосившихся креста под елью и могильный холмик с надписью на кресте: «Здесь погребен прах… инока Макария». Второй крест потемнел от времени, между ними табличка со словами «Раб божий инок Макарий» (1742–1844 гг.) По названным датам выходит, что старец прожил 102 года.

Однако это ошибка. В отличие от Платониды об этом пустыннике имеются документальные сведения: известны его подлинное имя и фамилия, возраст и место проживания.

В 1892 году в Перми вышла книга священника А. А. Топоркова «О Васильево-Шайтанском заводе». В ней имеются сведения о том, что в конце 1824 года вблизи Шайтанского завода (ныне Первоуральск) был устроен раскольнический скит. Его обнаружили два штейгера и лесообъездчик, выполняя свои должностные обязанности.

В докладной записке в контору завода они заявили, что, проезжая по Шайтанской лесной даче, нечаянно наехали на построенный в чаще леса дом, похожий на отшельническую келью. Далее увидели еще два дома и тоже вблизи речки Полуденной-Черной. Жильцов там не было. Вблизи одного из домов заметили два бугра, похожих на могильные холмики и приготовленную вновь могилу, прикрытую дреньем.

Все могилы с крестами, в них врезаны по одной небольшой медной иконке. На среднем кресте надпись: «Погребено в сем месте тело раба Божьего Макария Чумакова, представившегося 1827 году, в апреле 12 числа».

В указанное место выехали представители завода и тамошний священник Ефимов, знавший Макария, его жену и детей, которые все давно состояли в расколе. Заводской исправник могилы вскрыл, в одной обнаружил тело мужчины, а в другой только кости. Скромные избы скита предали сожжению.

На этом для заводских властей и закончилась история местного раскольничьего скита. С 1935 года в эти края никто из них больше не возвращался.

В доме же сына Макария Савина Чумакова было решено провести обыск. Оказалось, там тайно проживала раскольничья старица, ее вместе с монашескими вещами, книгами и бумагами представили властям.

Сын старца Макария Савин Чумаков показал на допросе, что скиты построены в 1825 году его отцом Макарием Чумаковым и Гавриилом Зубковым. Последний учинил побег с Шайтанского завода еще 29 августа 1821 года, Чумаков скрылся только в 1824 году. Где они находились, никто не знал. Дожив свой век в молитвах, оба померли и были похоронены вблизи скитов. Пустопорожняя могила, по словам Савина Чумакова, вырыта отцом, но по твердости земли осталась не зарытою, а выкопана другая.

Таковы скромные документальные сведения о жизни старца Макария. Однако могильные холмики нельзя назвать совсем забытыми. Интерес к изучению родного края приводит сюда любителей путешествий. Поклониться им ради своего благополучия приходят и редкие странники. Это значит, что место, где справлялись духовные обряды, исцелялись души, сохранено в памяти.

Александра КИЛИНА

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать