Рейтинг@Mail.ru
Адрес редакции:
624090 Россия, Верхняя Пышма, Орджоникидзе, 24, вход с ул. Ленина (Успенский проспект)
График работы редакции:
пн-пт: 10:00 - 18:00
сб-вс: выходные дни

Контакты:
8 (343-68) 5-05-05,
8 (343-68) 5-30-10 50505@bk.ru govp@mail.ru

Подписаться на газету
«Час Пик»

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Наша история: «Важнейшее из всех искусств»23/08/2019

27 августа отмечается праздник – День российского кино. Это профессиональный праздник всех кинематографистов и любителей кинематографа. В данной сфере работают люди многих специальностей: сценаристы, режиссеры, операторы, актеры, каскадеры, вспомогательный персонал. Кроме того, этот День своим считают преподаватели и студенты профильных вузов и сотрудники кинотеатров.

История праздника

Она начинается 27 августа 1919 года. В этот день увидел свет Декрет о национализации (присвоении государством частной собственности) в области видеоиндустрии. Союз Советских Социалистических Республик отмечал данный праздник с 1980 года. С тех пор стало традицией вручение высоких наград и почетных грамот деятелям киноиндустрии.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Лента носила название «Понизовая вольница» и была снята по мотивам песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень». Фильм шел всего семь минут.

В 1926 году Сергей Эйзенштейн выпустил полнометражный художественный фильм «Броненосец Потемкин». Первую премию в области отечественной кинематографии получил горячо любимый зрителями художественный фильм братьев Васильевых «Чапаев». Он был снят в 1934 году, народ шел смотреть кино толпами, приходилось повторять одну и ту же картину по несколько раз, но число зрителей не уменьшалось. Примерно такая же судьба ждала и фильм с участием Любови Орловой «Цирк».

Время перемен

В нашей стране стала пророческой знаменитая фраза В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Важнейшим оно, действительно, было и не только в целях пропаганды, но и в целях пополнения падающего бюджета. Прибыль в бюджет шла от продажи водки и демонстрации фильмов.

Новые веяния в кинематографии появились после смерти В. И. Сталина. Художественные фильмы принципиально стали отличаться от старых кинолент. На смену классикам приходят молодые режиссеры Тарковский, Шукшин, Михалков, Рязанов.

В 1965 году снято 200 полнометражных фильмов, их них 165 художественных. Встал вопрос современного оснащения студий и кинотеатров новой техникой. Техника же в этом плане отставала от современности на целых десять лет: предстояло осваивать производство и демонстрацию широкоэкранных фильмов. Три из них было снято еще в 1956 году.

Кино стало главной частью досуга советского человека. Как минимум два раза в неделю он должен смотреть новые фильмы.

Для еще более широкого внедрения искусства кино в массы повсеместно действовали кинопередвижки в разных населенных пунктах. В городах не хватало кинотеатров.

О работе киномеханика

Очень хорошо рассказал об этих скромных сподвижниках кинематографа Виль Липатов в повести «Еще до войны». В то время при отсутствии хороших дорог фильмы доставлялись в села на телеге, запряженной лошадью. От одной деревни до другой приходилось добираться порой по несколько суток.

Отношение на селе к киномеханику было почтительным. Во времена отсутствия электричества перед сеансом долго устанавливали электроагрегат, приводимый в движение вручную. «Мотор завелся, как бывало всегда, неожиданно: вдруг что-то звякнуло, охнуло, из выхлопа показался черный дым, земля задрожала мелко, и мотор заработал яростно, судорожно, словно старался вознаградить за терпение».

По этой причине сеанс начинался с большим опозданием, что требовало от зрителя некоторой выносливости. Длился он два с половиной часа: «Три раза рвалась лента, два раза киномеханик запускал фильм задом наперед, потому что лента не была перемотана, раза три глох двигатель, перерывы между частями были огромными». По окончании картины зрители не вскакивали со своих мест, они минут пять сидели на местах, как бы ожидая появления на экране еще чего-то.

«За два года до войны моторы тракторов, автомобилей и динамо-машин все еще умели казаться таинственными, а трактористы, шоферы и киномеханики представлялись такими же непонятными и загадочными людьми, как попы деревенских церквушек». С появлением электричества в селах после войны несколько изменилась и работа киномеханика.

Демонстрация фильмов по-красноадуйски

Местная школа № 11 два или три раза в неделю превращалась в кинотеатр. Главным лицом в этом важном деле был местный киномеханик. Перед началом фильма он продавал билеты. Киноаппаратуру перевозил (часто на попутных машинах) из одной деревни в другую сам, перетаскивая несколько громадных ящиков. О предстоящем фильме с утра оповещала жителей самодельная афиша, вывешенная на магазине.

Убранство кинозала было более чем скромным. На стене вывешивалось белое полотно экрана, на полу стояли длинные черные скамейки, сидеть на которых было очень неудобно. Однако если опоздать к началу фильма, то и такого места не достанется, придется стоять на ногах два часа. Детям отводился лишь первый ряд, а те, кому на нем не оставалось места, сидели на полу перед экраном. И детские сердца не один раз замирали от испуга, когда прямо на них мчался паровоз или передвигался Емеля на печке.

Плакали и смеялись от души, не стеснялись. Аппарат трещал, глаза следили за происходящим на экране; всегда на самом интересном месте заканчивалась часть, показ фильма прекращался, в зале включали свет, киномеханик перематывал пленку. Зрительный зал с почтением ждал, «на мыло» киномеханика никто не посылал. Снова светился черно-белый экран, а люди продолжали сидеть на черных скамейках в старом бараке из почерневших бревен. Это была радость, которой так не хватало в буднях.

Подобный показ фильмов продолжался еще и в начале 70-х годов. Киноаппарат «Украина-4» с тяжелым ламповым усилителем (вес до 50 кг) кочевал из одной деревни в другую. Киноустановка 13-15 обслуживала поселки Ромашка, Областная больница, Половинный, Красный Адуй. Фильмы развозились водителем кинодирекции по кольцу.

В 1966 году после учебы в городе Кирове приехала работать на этой установке Алевтина Михайловна Богатырева. За многолетний и добросовестный труд она была награждена значком «Отличник кинематографии СССР». Ее жизнь полностью отдана служению искусству кино. Много времени она посвятила обучению детей работе на киноустановках, руководила кружком «Кинодемонстратор» в Доме пионеров и школе № 4, где хранила коллекцию уникальных кинокадров.

Кинотеатры Верхней Пышмы

Как уже отмечалось, кинотеатров не хватало. Жизнь требовала для них новых и комфортных помещений. Еще в 1958 году Совет Министров СССР принял решение о повсеместном строительстве кинотеатров. В Верхней Пышме в новом перспективном районе был отведен участок под строительство широкоэкранного кинотеатра «Факел». Стройка производилась ударными темпами. 30 декабря 1964 года в помещении кинотеатра был проведен вечер трудовой славы строителей.

Газета «Красное Знамя» от 7 января 1965 года поместила фотографию нового объекта культуры. В «Факеле» все еще шла отделка внутренних помещений. Зал для Верхней Пышмы был необыкновенно большим. Он насчитывал 560 мест. Вскоре началась демонстрация фильмов для первых зрителей. Гордости местной власти не было предела, а людям было приятно проводить здесь досуг. С наступлением весны предполагалось начать проводить благоустройство территории вокруг здания.

Деньги, поступающие от проката фильмов, пополняли бюджет весьма существенно. Принятый план и выполнение социалистических обязательств сотрудниками киносети делали свое дело. Действовавший ранее в городе широкоэкранный кинотеатр «Пионер» прекратил свое существование в 1976 году.

Идеологическая составляющая кинопропаганды

Массовое искусство кино использовалось в целях воспитания человека – строителя коммунистического общества. Исходя из действующего «Кодекса строителя коммунизма», предполагалось в людях формировать патриотические, нравственные, политические, эстетические, трудовые и прочие навыки. На этом строилась вся работа киносети.

Вредные для формирования воззрений народа «капиталистические» кинокартины к просмотру допускались только по специальным рекомендательным спискам Министерства культуры.

Комедии, приключенческие фильмы, детективы сопровождались показом документальных фильмов на общеобразовательные темы. Перед каждым сеансом обязательным являлся показ киножурнала «Новости дня», иногда, демонстрировали «Иностранную хронику», «Новости науки и техники».

Требования к сотрудникам киносети были высокими – как к работникам идеологического фронта. Зарплата же их была низкой. Требовалось постоянно повышать свой общеобразовательный и технический уровень, а квалифицированных кадров не хватало, особенно это казалось киномехаников. Да и с жильем для сотрудников были большие проблемы.

Эти вопросы все-таки решались, без прекращения процесса демонстрации новых фильмов. Долгие годы своей жизни связала со служением киноискусству Анна Васильевна Федорова. Она руководила кинодирекцией, благодаря ее профессионализму и энергии жители Верхней Пышмы и окрестных сел получали удовольствие от просмотра новых фильмов.

Большое внимание при выполнении плана проката уделялось рекламе новых фильмов. Ее часто критиковали за каждый слабый момент, призывали быть ближе к народу. По идее, все шесть сеансов «Факела» в день должны были быть заполнены зрителем. Фильмы демонстрировались в удобное для разных категорий населения время. Показ начинался в 12 часов и далее шел через каждые два часа. Последний сеанс назначался на 22 часа. Окна «Факела» светились с раннего утра до позднего вечера.

С целью привлечения зрителей в газете «Красное Знамя» публиковалась информация о предстоящем в ближайшее время показе новых фильмов. Проводились встречи с известными актерами российского кино и прочие мероприятия. Так проходили многие годы.

2012 году на базе старого кинотеатра «Факел» открыт современный «Киноград».

Александра КИЛИНА

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Опрос
Последние комментарии
Комментировать