Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Наша история. В городском саду играет духовой оркестр…27/06/2018

Если заходит разговор про городской сад Верхней Пышмы, то только среди старожилов. Они помнят этот сад как сад своей молодости, места приятных встреч и свиданий, танцы. Воспоминания о нем ушли в прошлое. Наш городской сад пережил сталинскую довоенную эпоху 30–40-х годов, а в 50-е шагнул в «хрущевскую оттепель». На вопросы, каким он был, где располагался и почему прекратил свое существование, я постараюсь ответить.

Рядом с проходной

Не в далеком прошлом остановка автобуса 111-го маршрута, что находилась напротив проходной «Уралэлектромеди», называлась «Горсад», хотя никакого сада поблизости уже не было. Оставались только небольшие заросли. Хотя первоначально, действительно, здесь был заложен единственный в городе сад, который ушел в советское прошлое, не оставив после себя ни единого артефакта. Однако до 60-х годов прошлого века здесь еще можно было прогуляться по небольшим тенистым аллеям, побывать на танцплощадке, послушать игру духового оркестра. Это место культурного отдыха горожан постепенно оказалось заброшено и забыто окончательно, когда в городе появился уже не сад, а парк культуры и отдыха.

Но прежде следует вернуться во времена первых десятилетий советской власти, когда еще не было хорошо разработанной теории мест массового отдыха трудящихся. Однако считалось, что жизнь советского человека немыслима без садов и парков. При Иосифе Сталине, начиная с довоенной эпохи и после войны, они были призваны служить формированию человека коммунистического труда. Вопросы ландшафтной архитектуры садов и парков, методику их организационных мероприятий, идеологические задачи еще предстояло решать, но несомненным являлось одно: расположение «комбинатов культуры» должно быть максимально приближено к рабочему человеку. Вышел из проходной – попал под влияние сферы культуры и отдыха. До минимума упрощенный вариант.

Раньше было иначе

Садово-парковое искусство в России всегда было на высоте, оно воспето классиками отечественной литературы, славилось ландшафтной архитектурой, фонтанами и многим другим, что, к сожалению, со временем либо устаревало, либо было утеряно без возврата. Мостики, оградки, решетки, уютные беседки, павильоны, мраморная скульптура – все связывалось с душевным настроением человека. Поэтические, романтические и прочие виды садов оставались жить только в стихах:

В саду, исполнены ролей,

Стояли мраморные грации,

Их обрамляли вдоль аллей

Кусты сирени и акации.

Там с наступлением тепла

С привычною беспечностью

Жизнь повседневная текла,

Но под присмотром вечности.

В. Антонов

Без идеологии снова не обошлось

В садово-парковое пространство в годы строительства социализма стала прочно проникать идеология. Упрощенные варианты парков рассматривались тогда как место единения человека и природы, а кроме того еще и идеальное место для развития культуры общественных отношений.

При всем этом идеологи понимали, что главный строитель коммунизма – рабочий класс – необразован, пассивен, смутно понимает свою цель. Нужно было сформировать у него веру в лучшее будущее, готовность работать и жить в новом обществе.

В Москве в 1928 году начали создавать яркий феномен – Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Он являл собой зримое воплощение будущего коммунистического общества. Танцы, концерты, лекции, спортивные площадки, эстрада, аттракционы, большие народные праздники могли задействовать множество людей.

В начале 30-х годов появились проекты парков, а также на их базе создано более двух тысяч мест культурного отдыха. Большой популярностью пользовались сады и парки в послевоенный период, о чем говорит появление популярной песни «В городском саду играет духовой оркестр…». Песня на стихи А. Фатьянова и музыку композитора М. Блантера была создана в 1947 году. Это говорит о том, что идеология идеологией, но в парки и городские сады прежде всего люди шли отдыхать.

«Комбинат культуры» по-верхнепышмински

Во времена звучания известной песни, то есть в 1948 году, по материалам газеты «Красное Знамя», сад «имеет привлекательный вид – деревья подрезаны, дорожки прочищены, территория приведена в надлежащий вид. В скором времени пускается красивый фонтан».

А вот уже, судя по критическим материалам корреспондентов той же газеты о работе нашего городского сада в начале 50-х, складывается иное впечатление. Вот каким они его увидели: «Сад являл собой огороженное место, имеющее единый вход и выход. Работал только в определенные часы, все остальное время был закрыт. У входа в сад в часы его работы стоял контролер, продающий билеты. Для того чтобы попасть в сад, нужно было заплатить 1 рубль. Здесь, как и полагается, имелись танцплощадка, различные насаждения, скамейки и скульптура. Однако ни отдыхать, ни окультуривать себя здесь возможности не было.

Из всех «удовольствий», предлагаемых местным садом, можно было выбрать только два: подремать на грязной скамейке и потанцевать на огороженной площадке. Вход туда за отдельную плату составлял 3 рубля.

Музыкальное сопровождение танцев попеременно исполняли духовой оркестр и аккордеон. Танцплощадка работала с 9 часов вечера до полуночи. Желающие танцевать могли делать это беспрерывно и уходить домой, еле волоча ноги от усталости. За танцами могли наблюдать десятки зрителей. Они мирно стояли возле танцплощадки и мирно между собой разговаривали, не зря же входной билет купили.

В аллеях были видны скамейки, но там тихо и пустынно. На скамейки страшно садиться, потому что они были грязными, а доски на них плохо обструганы. Прежде чем сесть на скамейку, посетителю нужно расстелить на ней старую газету и только потом почитать прихваченную с собой новую, или подремать.

Не было здесь торговых точек. Если захотел пить, то иди домой. Не было и элементарных условий, под ними, по всей вероятности, имелся в виду туалет. На вопрос «за что платим 1 рубль?» контролер отвечал: «К нам приходят подышать свежим воздухом». Это у проходной-то завода!?».

Сад тех времен был закреплен за клубом «Цветмет» и профкомом завода. Давал им чистый доход при отсутствии расходов. Днем сад был закрыт для посетителей, чтобы не создавать лишних хлопот. Вот так вот вам! Никакой тебе многофункциональности культурно-просветительской работы нет, нет и политики, развлечений, клубной деятельности на открытом воздухе. А быть-то они должны.

Сад прекратил свое существование в июле 1960 года в связи с открытием парка культуры и отдыха. Все платные мероприятия городского сада были перенесены на площадку нового очага культуры.

Новый парк культуры и отдыха

Это учреждение культуры нового типа было организовано по уже существующему образцу советских ЦПКиО. Здесь имелись читальный павильон, летний кинотеатр, танцплощадка. Часть парка объединялась с лесом и Маниной горой, с давних пор излюбленным местом отдыха горожан. Под эту зону отдыха было отведено 25 гектаров.

Обобщенный образ парка советского времени воспет в стихах Е. Евтушенко, В. Маяковского и других поэтов. Действие многих советских фильмов развивается в садах и парках (к примеру, фильмы М. Хуциева и И. Пырьева).

Наш парк был не хуже других, помимо прочего он имел свою центральную аллею, которая символизировала путь к светлому будущему. В центре парка располагались большая клумба и скульптура вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Скульптура Ленина призвана была отождествлять единение народа с личностью вождя.

Нужно сказать, что закладка парка началась еще при жизни И. В. Сталина. Парки того времени строились под пристальным наблюдением партии и правительства. Что касается скульптур Сталина, то их позднее массово стали убирать, заменяя пограничником с собакой или девушкой с веслом.

Танцы, концерты, лекции, спортивные мероприятия, читальни, аттракционы, народные праздники – все взято в надежные руки администрации парка. Задействовать как можно больше людей на отведенной громадной территории. Это вам уже не мелкий скверик! И работа в нем должна быть иная.

На чистом энтузиазме и с комсомольским огоньком

Однако это было не совсем так. Строительство парка затянулось на целых десять лет. Парк решено было возвести бесплатным трудом силами общественности, главной из которых должен быть Ленинский комсомол, чье имя и присвоили парку.

Девушки металлозавода (бывшая фирма «Радуга») занимались обустройством центральной клумбы, молодежь рудника трудилась на строительстве летнего кинотеатра. Тяжелый бесплатный ручной труд нельзя было назвать производительным, но парк все же был построен.

Открытие парка приурочили к Дню металлурга. 16 июля 1960 года с семи часов вечера до ночи доносились из нового парка песни, смех, шутки, музыка. В парке собралось несколько тысяч верхнепышминцев. Праздничный вечер был завершен большим фейерверком. Массовые гулянья продолжались и на следующий день – здесь отдыхали трудящиеся медеэлектролитного завода.

Парк культуры и отдыха имени Ленинского комсомола был передан в ведение отдела культуры и по традиции продолжил работу по воспитанию и просвещению трудящихся. А это означало, что он пришелся к месту, не утратив идеологических устоев.

Александра КИЛИНА

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать