Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Наши традиции: Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь…25/08/2020

Уральское лето коротко. Быстро наступил с умеренно теплыми днями и прохладными ночами август. 2 августа по народному календарю Ильин день, день, когда «до обеда лето, а после осень». В этом месяце отмечается три праздника Спаса в честь Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, которые напоминают человеку о необходимости веры в Него и в Его милости.

В Спасах тесно переплетаются народные и христианские традиции. Слово «Спас» происходит от сокращенного слова спаситель. В народе с любовью говорили о наступившей поре: « У Спаса по чуть-чуть в запас и дождь, и ведро, и холодная роса».

Жнивень, серпень, август

Для начала нужно обратиться к истории происхождения названия месяца «август». Мудрый древнерусский календарь именовал ранее этот месяц другими красивыми словами. В старые времена это были жнивень и серпень.

 Приходила пора жатвы хлебов, а также уборки урожая овощей и фруктов. Все лето природа набирала силу и готовилась щедро одарить человека за вложенный в нее труд. Отсюда идут пословицы: «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь», «На зимний стол август готовит разносол».

Менее распространенные названия августа, но дошедшие до нас, «зарев» и «лёнораст». Заревом август называли за ясные холодные зори, а лёнорастом он стал за то, что выращенный лён расстилали на лугах в росе. Однако закрепилось за месяцем его теперешнее название, пришедшее из Византии и данное ему в честь императора Августа.

Первый Спас празднуется 14 августа, по-народному календарю это Медовый Спас или «на воде». Медовый Спас – один из древнейших праздников, который связан с началом сбора меда на пасеках. Мед в первый день сбора дает больше сил, он целебный, к тому же еще и освященный в церкви в благодарность Богу. Медом в тот день угощали всех желающих, в первую очередь бедных. Мед ели с хлебом, пекли пряники на меду, блины с маком и медом. «На воде» этот праздник называли потому, что в тот день освящали воду водоемов, купали в ней скот.

Второй Спас отмечали 19 августа. Это Яблочный Спас или Спас «на горе». Речь о нем поведем отдельно как о наиболее распространенном празднике.

Третий Спас, наступавший 29 августа, называли Ореховый или «на полотне». В Ореховый Спас проходил сбор орехов и их освящение. Также в тот день «на полотне» ходили освящать натуральные ткани, изготовленные своими руками, чтобы после шить из них одежды. Пекли хлеб из пшеницы нового урожая, готовили хлебный квас.

Яблочный Спас

Итак, Второй Спас в день Преображения Господня называют Яблочный Спасом. Это народное название праздника. К нему приурочено множество обрядов. Он означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды кроме огурцов в пищу не употребляли. Только 19 августа разные плоды освещали в церкви, после чего принимали в пищу. Существуют и другие названия праздника Преображение, Осенины, Праздник первых плодов.

История праздника говорит о возникновении его в Палестине с IV века, когда императрица Елена на горе Фавор построила Храм Преображения.

А вот Яблочный Спас на Руси считался самым отмечаемым праздником. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца, когда оно касалось горизонта, начинались песнопения. Таким образом, провожая солнце, провожали лето.

Яблоня была почитаема и любима во все времена. По данным археологов, уже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме знали 23 сорта яблок. Римские солдаты привезли их в Европу, родиной же яблони считается Центральная Азия.

В наши дни существует множество различных сортов яблони, растущих в разных климатических условиях. Особенно широко распространены яблони домашние.

В славянской мифологии яблоко является символом плодородия, здоровья, любви и красоты. Этот плод играл большую роль в свадебных обрядах. Воспет плод яблони в фольклоре и литературе, в музыке и песнях, не забыт он и кинематографистами.

Райские плоды напоминают людям, с одной стороны, пагубное райское блаженство, а с другой стороны, утешают их обещанием и предстоящим в будущем обновлении.

Преображение Господне –

Это и Яблочный Спас.

Пусть будут счастье и радость

В сердце и в доме у вас

Будет здоровья побольше,

Будет достаток в семье,

Будут закрыты дороги

К вашему дому беде.

Преображенские яблоки становились волшебными, откусив кусочек, можно было загадать желание, которое непременно сбудется. С этого дня в садах наступала горячая пора. Яблоки собирали и заготовляли впрок. Рецептов для этого было много, хранились они со старинных времен. Яблоки сушили, замачивали, готовили с разными блюдами. Их запекали в печках, делали пироги, варили повидло и варенья.

«Медовые» яблоки

Так до нашего времени дошел рецепт яблок «Медовых». Он очень прост: на 0,5 кг яблок берется 1 стакан воды и 1-2 ложки меда. Яблоки помыть, почистить, нарезать, положить в банку. В миску влить воду, добавить мед, жидкость поставить на огонь и подождать пока мед не растопится. Раствор не надо кипятить, а сразу же залить им яблоки полностью и закрутить крышкой. В результате вы получаете приятный аромат и загадочный вкус. Плоды яблони хороши как в свежем виде, так и после кулинарной обработки, не стоит забывать и о напитках, изготовляемых из них.

Спасовские яблоки давали нищим и больным. В этот же день начиналось массовое употребление гороха, также широко почитаемого в старину. Второе название праздника «Горохов день».

С Яблочным Спасом начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Набирала силу и заготовка лекарственных трав. Кроме того начинались массовые праздники и гулянья, ярмарки.

50 кг яблок в год – норма употребления для человека. Кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, разные витамины, каротин. Яблоки легко усваиваются. «Яблоко в день – доктор не понадобится», – говорят англичане.

После Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Начиналась своеобразная встреча осени. В народе говорили: «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас».

«Лето Господне»

Познать все очарование прежнего христианского праздника Яблочного Спаса можно, прочитав «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелева (на фото). Это литературное произведение воссоздает круг бытия «святой Руси» в соответствии с церковным календарем, а также знакомит с повседневной жизнью богатого купеческого дома.

Шмелев Иван Сергеевич родился в Москве в 1873 году, умер в 1950 году в Париже, русский писатель и публицист. Жил в Замоскворечье в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальным укладом жизни и богомольностью. Рос под влиянием двора. «…Во дворе я видел народ. Я здесь привык к нему». Песни, шутки, прибаутки разнообразный и богатый язык простых людей были хорошо знакомы мальчику с детства.

После окончания юридического факультета Московского университета совершил поездку в Валаамский монастырь. В результате чего увидела свет его первая книга. По профессии И.С. Шмелев работал мало, ушел в литературное творчество. Славу ему принес роман «Человек из ресторана», где автор выступил как продолжатель традиций русской классической литературы, герои которой «бедные люди».

Революцию И.С. Шмелев не принял и по приглашению И. Бунина в 1922 году выехал сначала в Берлин, а после в Париж. На чужбине в «Лето Господне» автор вложил всю свою любовь к родине, ее вере и традициям. С тоской вспоминает он купеческую Москву, собственный дом и сад, находя для этого самые теплые слова.

«В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет – золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони – глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок».

Иван Сергеевич Шмелев рассказывает нам, как люди его дома в Спас начинали встряхивать яблони. Он упоминает о том, что для начала применялся ими легкий тряс. «От него падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно едкий от крапивы мешается со сладким духом, необычно тонким, как где-то пролитые духи, – от яблок».

«Зажмуришься и вдыхаешь – такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость – со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках…»

«И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, зажмешь в ладони, зажмуришься – и в сладковатом и сочном духе вспомнится маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший… с березками и рябиной, с яблоньками, с кустами малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад…»

Собранные в садах плоды несли в церковь для окропления. По детским представлениям писателя это выглядело так: «Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные яблоки на нем горою. Кругом на полу корзинки и узелки. Все суетятся – весело, совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные». По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки, груши и виноград – зеленое, золотое, голубое; отливает».

Священники освящают воду. «Потом старший читает над яблоками молитву о плодах и винограде – необыкновенную, веселую молитву и начинает окроплять яблоки. Так встряхивают кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут и там».

Только после этого верующие начинают пробовать яблоки нового урожая. В церкви стоит хруст и необыкновенное веселье, на полу остаются надавленные огрызки и «сердечки». Приятны кропленые яблочки!

А вы уже успели попробовать яблоки нового урожая?

Александра Килина, краевед (Верхняя Пышма)

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать