Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Фавия Сафиуллина: «Горжусь тем, что я татарка»25/06/2015

Наша беседа с Фавией Ахтямовной Сафиуллиной была не похожа на интервью. Скорее, она напоминала разговор двух взрослых людей с устоявшимися взглядами на происходящие вокруг процессы.

Встретились мы в представительстве республики Татарстан в Екатеринбурге. Фавия Ахтямовна оказалась человеком знающим, понимающим настрой собеседника, благо сама журналист со стажем.

Просмотрев ее предыдущие интервью и вступления на мероприятиях различного уровня, я решил не мудрить особо с перечислением ее регалий, а воспользоваться уже имеющимися данными.

«В мире есть всего около трех десятков татарских женщин, удостоенных международной награды – серебряного браслета “Сююмбике”. В их числе – Фавия Сафиуллина из Екатеринбурга. Не перечесть званий и регалий Фавии Ахтямовны. Сегодня она – директор Национального медиахолдинга, главный редактор газеты “Саф чишмә” заместитель председателя региональной общественной организации “Конгресс татар (Татары Урала) Свердловской области”, заслуженный работник культуры Республики Татарстан».

Уверяю читателей, что этот список неполный, но лучше ограничиться им, чтобы быстрее перейти к содержанию самого разговора. Он изобиловал многими неожиданными поворотами и выводами. Мы даже умудрились слегка поспорить с собеседницей. После окончания формальной части нашего общения Фавия Ахтямовна назвала меня провокатором. Сообщаю читателям, что на языке журналистов это означает похвалу, а не оскорбление. Вообще, моя новая знакомая просто покорила меня своей искренностью, эмоциональностью и высоким профессионализмом организатора.

Сабантуй в Верхней Пышме

– В Свердловской области проходит 37 Сабантуев. В Верхней Пышме я принимала участие в этом празднике впервые. Однажды лишь заезжала ненадолго. Те мероприятия, которые организованы с нашим участием проходят на самом высоком уровне. Верхней Пышме еще есть куда совершенствоваться в этом направлении. Хотя работники парка культуры сделали почти все возможное, чтобы праздник состоялся, а людям на нем было весело и радостно.

Можно в качестве примера взять поселок Буланаш, где даже в самые тяжелые времена Сабантуй организован по высшему разряду. Жаль, что в Верхней Пышме еще не вышли на этот уровень.

Сейчас в Верхней Пышме организуется официальная автономия. Возможно, им предстоит еще набить шишек, но автономии под силу провести серьезную работу и заявить о себе в полной мере. Тогда они смогут заниматься в том числе поиском спонсоров для проведения Сабантуя и других мероприятий. По моим данным денег на Сабантуй выделялось очень мало. Удивительно, что это случается в таком развитом городе, как Верхняя Пышма, где градообразующее предприятие никогда не останавливало промышленного производства.

В Артемовском городском округе все жители любят Сабантуй больше Дня города. Они говорят, что это самый веселый, самый массовый, самый трезвый праздник. День города жители Артемовска называют сплошной пьянкой. И это не мои слова. К такому выводу приходят СМИ.

Когда я общалась с представителями администрации в Верхней Пышме, они с гордостью отмечали, на каком высоком уровне у них прошло празднование Дня Победы. И здесь даже не может быть сомнений в правильности такого внимания к подвигу нашего народа. Просто хотелось бы большего внимания к национальным и межнациональным праздникам. А Сабантуй давно стал межнациональным.

Внимание к вопросам межнационального общения в стране огромное. Чем более разнообразными будут наши общенародные узы, тем сложнее будет нас победить. Это очень актуально в наше время.

– Представление о том, что градообразующее предприятие заливает денежным дождем Верхнюю Пышму, к сожалению, только миф. Проблема с финансированием культурных мероприятий в городском округе не менее острая, чем в других муниципалитетах. И то, что эти несколько женщин из управления культуры, включая работников парка, смогли организовать и провести праздник, дорогого стоит. Тем более что большинство жителей остались довольны праздником. Они, как и вы, отметили отсутствие пьяных на Сабантуе. Что и вправду здорово.

На этом фоне хорошо, что организована автономия. Притом что процентов десять населения составляют татары. Мы уже много лет живем бок о бок. Татары занимают ответственные посты на производстве. Их доля в бизнесе тоже значительная. Так, может быть, автономии есть смысл поискать спонсорскую помощь здесь, в первую очередь у этих людей.

– Национально-культурная автономия в Верхней Пышме была создана в 1997 году. Возглавлял ее до сих пор Рафис Лукманов. Активную работу там вела Таския Сафиуллина. Она на личном обаянии, за счет своей настойчивости добивалась многого. На смену ей пришли новые люди, очень уважаемые и готовые работать для развития национальной культуры. Возглавила автономию Гульшат Аюпова. Человек опытный. Она занималась подобной работой на Севере. Но ей нужно время, чтобы вникнуть, познакомиться с людьми. Я присутствовала на учредительной конференции и общалась с участниками организации.

Я бываю в различных городах области. По сравнению с ними Верхняя Пышма выглядит шикарным городом, но вот Сабантуй здесь проходит не с тем размахом…

– Может предположить, что чем беднее человек, тем он искреннее стремится к веселому празднику?

– Возможно. Мы были на Сабантуе в поселке Усть-Манчаж Артинского района. Там на празднике присутствовали глава района, заместитель по социальным вопросам, представитель из областного правительства. Праздник проходил в два этапа, сначала детский, а потом взрослый. Скачки на лошадях, игры, танцы, аттракционы. Было так весело. Основную нагрузку по организации взяли на себя сами жители. Администрация помогла сценой, генератором и угощениями. Глава городского округа находился на празднике весь день. Обязательно должно присутствовать внимание и желание.

Начальник управления культуры Верхней Пышмы, я с ней познакомилась, замечательный обаятельный человек. Видно, что она хочет работать. То же самое я могу сказать о директоре парка и ее помощнице. А где же глава администрации? Где другие руководители? Они хотя бы появились, вникли в суть происходящего. Хотя бы увидели все своими глазами. Вот в чем проблема.

12 июня прошел областной Сабантуй. У нас губернатор второй год подряд присутствует на этом празднике. Он понимает, что это нужно делать. Правительство области принимает активное участие в организации мероприятия. Заместитель председателя Правительства возглавляет оргкомитет. Органы власти обязательно должны обращать внимание на эти вопросы. Это не только для татар и башкир надо. Для всех.

– Согласен с вами, что Сабантуй стал межнациональным праздником. А как вы считаете, Сабантуй – это только культурное мероприятие или также политическое?

– Скажу свое личное мнение. Любое массовое мероприятие – политическое. Но политика не должна превалировать над основой самого праздника. Сабантуй – это национальный спортивно-культурный праздник. Это испокон веков соревнования, состязания, аттракционы, веселье. Это культурное событие, объединяющее людей. Именно поэтому он становится событием политическим.

В нашем обществе нельзя без политики. Любое мероприятие превращается в политику. Тем более когда в нем принимают участие больше тысячи человек. А на областной Сабантуй собралось около 15 тысяч человек. В Буланаше – 8 тысяч человек.

Со стороны создается впечатление, что в Верхней Пышме, кроме работников управления культуры и самих татар, этот праздник никому не нужен. Так формируется общественное мнение. А в политике общественное мнение играет огромную роль.

– Да, это можно использовать в качестве козыря. Причем воспользоваться им могут не те люди…

– Поэтому есть пожелание, чтобы власти уделяли больше внимания подобным мероприятиям.

– А как исправить ситуацию?

– На мой взгляд, стоит взять пример с областного Сабантуя. Месяца за два-три издать распоряжение. Создать оргкомитет и начать работать совместно с татарской общественностью. Привлекать спонсоров. Обращаться за советами к имаму мечети.

– Имам Айрат-хазрат у нас член Общественной палаты.

– Я хорошо знаю Имама Айрата-хазрата. Он родом из Татарстана. У него огромные знания по проведению Сабантуя. Слаженная работа оргкомитета – самая важная часть успеха.

Если будут ходить одни татары и просить по пять тысяч, то это неправильно. Нужен сильный оргкомитет, нужна своего рода дорожная карта по подготовке и проведению праздника. Каждый должен знать и понимать, за что он отвечает. На заседании оргкомитета можно спрашивать с людей за исполнение обязанностей. Там все продумывается до мелочей.

О пользе прояснения позиций

– Это вы покритиковали мою позицию, которую я выразил ранее. С точки зрения эффективности использования административного ресурса вы правы. Я же рассуждал о том, что нужно привлекать к такой работе влиятельных татар, в том числе из числа предпринимателей. Здесь же важна сама сопричастность к процессу.

– Не хотелось бы разговаривать с вами на разных языках, но мы должны правильно понять друг друга. Когда, например, пишет автономия: дайте денег на Сабантуй, или пишет оргкомитет – то это совершенно разные вещи. Пусть это будет заместитель главы по общим вопросам. Заместитель не просит деньги для себя. Мне часто говорят, что он, как чиновник, не имеет права этого делать. Но в данном случае обращается не заместитель главы, а оргкомитет, а деньги переводятся автономии с соблюдением всех бухгалтерских требований.

Ну, отдал человек деньги, испытал чувство удовлетворения от данного поступка – замечательно. А мы же во время Сабантуя пиарим спонсоров. Они используют свою рекламу. Это один способ.

У нас есть круг людей, с кем мы давно работаем. Помогаем друг другу. Они уже в нашей команде. Да, в данный момент мы нуждаемся в помощи, а когда-то там мы поможем. Это уже команда. Это нарабатывается годами.

– Я во многом готов с вами согласиться, но не во всем. Административный ресурс исходит от руководителей или чиновников, и поэтому он воспринимается именно так. А вот когда тот же предприниматель приходит в свою автономию, общается, обсуждает проблемы, может быть, даже песни поет вместе со всеми, тогда иное восприятие окружающей действительности происходит.

– Ваши мерки – они 90-х годов. Тогда так и было. Но отношения успели перерасти. Знаете почему? – Просто прийти чаю попить и песни попеть уже не актуально. Уже в дом каждого татарина пришло спутниковое телевидение. Все уже вышло на другой уровень. Сейчас тот же предприниматель татарин так просто деньги не отдаст на мероприятие. Его сложно подвигнуть на это. Почему? Потому что многое уже изменилось даже в сознании.

Вот когда в конце 80-х годов произошли перемены, появился этот дух возрождения, вот тогда все стремились помогать своими средствами, трудом, душой. Все эти чаепития, песни попеть – были актуальны. А теперь уже совсем другой уровень взаимоотношений.

– А зачем тогда Сабантуй? Я сел у телевизора, шикарно расположился, попил чайку, посмотрел все, что душе угодно…

– Тут совсем другое дело. Здесь телевизор спускается к тебе. Тут все живое: и скачки, и танцы, и аттракционы. Это именно твой Сабантуй. А на экране он где-то в Казани или в другом месте. Ребенок, который принимает участие в Сабантуе, уже чувствует себя татарином. А смотрит телевизор – ему не интересно. Он переключит на английские песни. Для этого нужны праздники, для этого нужны фестивали, для этого мы работаем.

О важности сохранения традиций и необходимости возрождения уважения к своему народу

– А что кроме Сабантуя? Я прожил в Верхней Пышме 60 лет. Помню разные периоды жизни города. Был такой период, когда, проходя мимо Дворца культуры, я обязательно видел афишу на татарском языке. Вы правильно обозначили это время, конец 1980-х – начало 2000-х годов. Куда это все исчезло?

– Есть такой Всемирный конгресс татар. Каждые пять лет приезжают татары со всех концов мира. Американцы, австралийцы, финны. Они знают по пять языков. Русского не знают, но татарский знают четко. Они чтут свою культуру. У нас, к сожалению, происходит глобальная ассимиляция. Многие люди покинули свои места в поисках счастья, работы. Наши матери рождения 30-х – 50-х годов сохраняли культуру и язык. Им это было необходимо.

После все это оказалось утраченным. Дети женились, выходили замуж за людей других национальностей. В 80-х годах я ощутила на себе бытовой национализм, когда в автобусе в адрес толкнувшего человека могли сказать: «Ты чего, как татарин». Я помню время, когда встречались два татарина и разговаривали на ломаном русском языке. Они стеснялись своей нации. Девушки выходили замуж за русских, чтобы менять фамилию. Была какая-то внутренняя ущербность.

Потом пришли 80-е. Пошли концерты, различные мероприятия на татарском языке. Но люди многое утратили. Молодежь не восприняла это веяние, а люди 30-х годов рождения постепенно стали уходить. И поэтому на концерты сейчас очень мало народу ходит. В Верхней Пышме в позапрошлом году проходил концерт, на который было продано только 100 билетов. Денег хватило лишь на покрытие аренды зала.

– Может быть, не доработали с рекламой?

– Бабушкам уже тяжело ходить на концерты, а у молодежи язык открылся на русском. Им не интересно. Но у нас есть активная молодежь. Все равно процесс возрождения идет. Культура сохраняется.

– Сейчас же ущербности нет.

– Я горжусь, что я татарка. Знаете, почему нет ущербности? Это мое личное мнение. Минтимер Шарипович Шаймиев в свое время поднял татар на всемирный уровень. Я приезжаю в Турцию, и там узнают, что я татарка, ко мне проявляют большое уважение. И в других странах татар знают. Раньше не знали. Считали, что в России живут только русские.

Минтимер Шарипович поступил очень мудро. Он не сломал всего того, что было создано, он сохранил. Ни одна ферма не была развалена. В 1991 году по всем деревням провели газ.

Рустам Нургалиевич Минниханов внес инновации в Татарстан. По инновационным технологиям Татарстан обошел Свердловскую область. Татары прочувствовали, что они не ущербная нация. Они могут быть впереди в каких-то направлениях. Они могут самосохраняться.

К сожалению, какие-то поколения потеряны, но потеряться совсем нельзя. В том числе и русским. Русские еще больше себя теряют. У них нет стремления сохраниться.

О работе представительства республики Татарстан и участия в ней муниципальных организаций

– Давайте вернемся к мероприятиям. Что еще, кроме Сабантуя, можно проводить в той же Верхней Пышме?

– У нас проходят различные мероприятия регионального и федерального уровня. На уровне муниципалитетов проводятся предварительные конкурсы, победители которых выходят в следующий этап. В январе состоится олимпиада по татарскому языку. В феврале – Джалиловские чтения. Каждый март проходит конкурс исполнителей татарской песни «Уральский соловей». Мероприятие проводится совместно с министерством культуры Свердловской области. Каждому из этих мероприятий предшествует муниципальный этап.

– В Верхней Пышме тоже проходят предварительные этапы?

– Конечно. Гульшат Аюпова, как только начнет активно работать, мы ей обязательно окажем всяческую и методическую, и моральную поддержку. В апреле у нас проходят Тукаевские чтения, где соревнуются и музеи. В мае проходят мероприятия в честь Дня Победы. К Дню музеев соревнуются музеи. В июне Сабантуй. Июль-август – обычно подходит месяц рамазан. В сентябре начинается учебный год. Нам удалось в двадцати школах сохранить в программе по три часа обучения на татарском языке.

– Это не факультатив? Прямо в программе?

– В Верхней Пышме в школе № 1 это тоже было. Сейчас сохранилось в форме воскресной школы. Видимо, желающих немного. В области всего пять воскресных школ. Мы оказываем им методическую поддержку. Принимаем участие в грантах. В октябре проводим межрегиональную конференцию для учителей татарского языка и директоров общеобразовательных школ с участием министерства образования Республики Татарстан. В октябре – дни татарского просвещения, а в ноябре дни татарской культуры. В декабре происходит подведение итогов.

После подведения итогов ездим каждый год на заседание Всемирного конгресса татар. Я являюсь членом исполкома Всемирного конгресса татар. Езжу каждый гот с отчетом по Свердловской области.

– Какие перспективы существуют в Верхней Пышме? Может быть, имеются какие-то недоработки, которые необходимо устранить?

– Насчет недоработок я не могу ничего сказать. Нам всем нужно помочь в возрождении автономии в Верхней Пышме. Нам, вам как СМИ, администрации городского округа... Мы со своей стороны задействуем все наши возможности. Верхняя Пышма и так самый крутой город в области, под стать ему может стать и местная автономия татар.

– Завершающий вопрос о Среднеуральске.

– У нас там есть знакомые татары, но организации нет. На мероприятия ходит мало людей.

– Тогда, может быть, есть целесообразность их объединения с верхнепышминской автономией?

– Почему бы нет? Только это уже должны решать сами люди на местах.

– Спасибо!

P.S. Выражаю отдельную благодарность Руслану Рафиловичу Магамурову за мое знакомство с Фавией Ахтямовной. Человеком неординарным, неравнодушным и искренним.

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать