В 1999 году в Верхней Пышме было подписано соглашение между администрацией муниципалитета и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (РГППУ) о создании на нашей территории представительства этого учебного заведения. С тех пор выпустили 621 специалиста с высшим образованием. По рекомендации директора представительства Валерия Зурабовича Бунтури корреспондент газеты «Час Пик» встретился с проректором РГППУ по образованию Валерием Яковлевичем Шевченко и задал ему несколько вопросов.
- Какова роль высшего образования в сегодняшней России? Какое место в системе образования занимает Ваш университет? Какова его миссия?
– Вопрос можно разделить на два аспекта. Первый заключается в том, что тема высшей школы, это вопрос экономики. Целью любого профессионального образования является экономическое развитие в отличие от общего образования, где целью является социализация человека.
Главная проблема в экономике состоит не в том, чтобы провести ее реорганизацию. Необходимо создать условия, которые позволят создать новый кадровый ресурс. Экономика меняется в принципе. Происходит модернизация квалификации. Есть ряд технологических производств, от которых зависит безопасность людей. Технологические процессы, происходящие в рамках этих производств, настолько важны, что они требуют от исполнителей высшего образования. Даже для выполнения рабочих функций. Например, летчик. По сути, это чисто рабочая профессия.
Второй аспект социальный. Чем выше образование, тем культурней население. Проблема состоит в искажении сознания наших людей. Многие из них считают, что получение высшего образования влечет за собой лишь получение лучшего рабочего места. На самом деле высшее образование несет с собой и культурологическую функцию. Широта образования дает возможности для развития личности.
В той же Японии до 80% населения имеет высшее образование. Это не означает обязательного карьерного роста. У людей появляется собственная мобильность. Собственный ресурс, успеха.
Наш университет уникален. Мы готовим преподавателей, которые в дальнейшем будут сами готовить кадры. Перед нами стоит постоянная задача об улучшении кадрового ресурса. Мы готовим программы, наращиваем базу, изыскиваем инвестиции. В зоне нашего интереса постоянно находятся вопросы: кто учит и чему учит? Мы не имеем права на бездарные решения, чтобы не сломать существующую у нас систему. Ее необходимо развивать и тиражировать.
32 % наших выпускников идут в систему образования. Остальные идут на производство. Специалисты, прошедшие обучение в РГППУ востребованы в большинстве отраслей. Каждый студент во время учебы получает практически два образования: техническое и психолого-педагогическое. Наш выпускник владеет навыками коммуникаций и знает инженерию в технологическом контексте. Не в конструкторском, а в технологическом. Производство берет их с удовольствием. Это является еще одним фактором, почему наши выпускники не доходят до учебных заведений. На производстве зарплата значительно выше, чем в системе образования.
Профессионально-педагогическое образование может изменить ситуацию в экономике с точки зрения кадрового ресурса. Через этот инструмент можно управлять различными процессами.
- Что нужно изменить в системе подготовки специалистов? Где корни наших неудач?
– Многие ученые считают, что существует кадровый голод. Все говорят, давайте срочно обучать рабочих. Беда в том, что мы до сих пор живем в стереотипах мобилизационной политики. В условиях рынка существуют другие условия. Люди сами пойдут на производство, если это престижно и экономически выгодно. Отношения между ВУЗом и производством должны быть рыночными. В этом случае университет будет отвечать за качество подготовки студента.
Например, мы работаем плотно с «Уралвагонзаводом», заводом имени Калинина, с «Уралтрансмашем». Их устраивает, что мы направляем к ним студентов на практику, но это экстенсивный вариант развития отношений. А нужны новые модели отношений, они должны выстраиваться на экономических отношениях.
- Чем лучше отношение к вам, тем лучшего специалиста вы поставите?
– Сегодня речь может идти об искажении представления о профессии. Люди считают престижной специальность юриста или экономиста. Отношение к профессии сварщика или токаря совсем другое. В этих условиях сложно проводить профориентацию. Она будет давать холостой выхлоп до тех пор, пока не будут выстроены отношения на новых условиях. Мы отстаем в мировоззренческом плане. У нас представления неадекватны тому, что мы декларируем и развиваем.
- Правдиво ли утверждение некоторых людей науки о том, что современный студент не в состоянии сдать экзамен преподавателю, допустим, 70-х годов?
– У нас стыковка выпускников школ и студентов происходит непросто. Но вопрос в целом сложный. Нельзя говорить, что школа плохо работает. Они делают свое дело. Проблема в том, что те стандарты в образовании, которые сейчас вводятся, требуют новых подходов. Образование должно базироваться на саморазвитии человека. Нужны технологии делегирования образования самому ученику. Когда к нам приходит абитуриент, то вопрос стоит в его готовности осваивать университетский процесс, что требует высокой степени самостоятельной работы.
Существуют технологии выравнивания знаний, но и они могут оказаться бесполезными без участия самого студента. Досрочные отчисления происходят только потому, что некоторые учащиеся не успевают освоить программу. Они не умеют работать над собой.
- Если молодому человеку на ранних этапах образования можно будет привить максимальную самостоятельность, то он сможет к моменту поступления в ВУЗ выйти на уровень университета?
– Вопрос еще и в преподавательских кадрах, они тоже требуют перестройки. Нужна иная система в высшей школе. Необходимо переходить на новые организационно-содержательные модели.
Попытки дифференцированного подхода к обучению студентов предпринимаются. Есть возможность создавать индивидуальные планы. Но пока все идет обезличено. Студент должен иметь определенное состояние. Им должны управлять так, чтобы каждый день имелось приращение. Он и сам должен к этому стремиться. Вот тогда можно будет говорить о позитиве.
Выравнивающие программы есть и студент, если он хочет, то дойдет до нужного уровня образования. Сегодня речь может идти об информальном образовании, которое происходит за пределами стандартной образовательной среды. В этих рамках ученик может сам выравнивать себя. Нужен доступ к таким программам практически с любого носителя, вплоть до телефона. В ближайшие пять лет мы должны создать эти ресурсы. Это не просто набор библиотечных знаний. Нужна специальная информационная база для развития. Нужно уметь и иметь возможность искать для себя нужную информацию.
- Какие тенденции существуют в современном образовании? Чего нам ждать в ближайшие годы?
– В советское время декларировалась система неравенства, но при этом были позитивные моменты. Был отбор. Сегодня будут вводиться системы сертификатов. Набрав несколько сертификатов, человек подтверждает свое право на выполнение определенной работы. Диплом не будет давать квалификации. Там будет написано, допустим, бакалавр или магистр образования. Следующим этапом необходимо будет получить соответствующую квалификацию. Для этого необходимо получить квалификационный сертификат. Такая система поднимает уровень возможностей выпускников.
- Возвращаясь непосредственно к Вашему университету, какие преимущества имеют его выпускники?
– Образованность. Коммуникационные, психолого-педагогические, инженерно-технологические знания. Плюсом мы даем ему рабочую профессию. Это позволяет выпускнику совершать более широкий маневр по своему усмотрению. Он готов занять должность от рабочего до руководителя. Наших выпускников на бирже труда не найдешь.
- Что еще приобретает студент РГППУ за время учебы?
– Часть возможностей традиционная: культура, спорт, техническое творчество. Есть и специфические. У нас создана система профессионального воспитания. Формируются организации на принципах студенческого самоуправления. Таким образом, студентам прививаются навыки гражданской активности.
Нельзя воспитать патриота. Это популизм. Патриотизм возникает. Он возникает при определенных обстоятельствах. Гражданственность это стремление изменить окружающий мир к лучшему. Когда у студента есть возможность что-то улучшать, то это и есть воспитание нового человека.
У нас есть программы дополнительного образования. Студенты могут заявиться на программу и получить его. Можно, например,снимать кино, освоить профессию парикмахера… Все это создает дополнительные возможности для карьеры.
Три принципа: самоорганизация, самообразование, самоуправление.
- Чем для университета являются представительства? В чем их роль?
- Представительства это одно из важных направлений в образовательном процессе. Формируются они по сетевой модели в различных регионах нашей страны. Эта система получения образования создает возможность доступно работать в территориях. Можно назвать систему представительств социально правильным подходом. Для их успешной деятельности подбираются под производство специальные программы. Студенты имеют право на заказ лекций. Занимаются в представительствах заочники. Им создаются условия для получения знаний практически рядом с домом. Для этого реализуются специальные технологии. Люди не отрываются от работы, от семьи. В Верхней Пышме сформировано самое крупное представительство.
По окончанию беседы корреспондент поблагодарил Валерия Яковлевича за предоставленную информацию. Участники встречи решили продолжить разговор о подготовке кадров для экономики. Темой следующего разговора определен разбор проекта «Рабочая среда», который редакция газеты «Час Пик» реализует совместно с УГМК.
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.