Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Рассказывая об истории возникновения поселений на территории ГО Верхняя Пышма, нельзя не учитывать главенствующую роль православной церкви в дореволюционной Российской империи24/09/2012

Рождение человека, свадьба, похороны не обходились без ее участия. Священнослужители делили вместе с прихожанами их радости и горе, в праздники облегчали тяжелую трудовую жизнь, вносили в людские души покой и смирение. Ими также производился учет и опись приходов и церквей по губерниям и епархиям. Для краеведения имеет ценность издание начала ХХ века «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Оно дает дополнительные сведения по истории существования наших храмов, их приходов, составу местного населения и его занятиям.

Так, в приход Вознесенской церкви, обслуживающий северо-восточную часть Екатеринбурга, входили два селения (Пышма и Владимирское, ныне село Балтым, расположенные по Верхотурско-Богословскому тракту). Пышминское селение возникло в 30-х годах XVIII века, хотя первые люди появились здесь много раньше. Строительство первых домов относится к началу века. Место на Верхотурско-Богословском тракте довольно оживленное. Нужно было обслуживать проезжающих, следить за состоянием дороги, заниматься заготовкой дров. Основными жителями прихода стали крестьяне, но они совсем не имели пашенной земли и сенокосных угодий из-за условий местности.

Благодаря изданию узнаем, что с 1721 года население значительно увеличилось: оно пополняется мастеровыми казенных горных заводов, мещанами, низшими воинскими чинами и незначительным числом чиновников и купцов. Начался процесс освоения природного богатства края. Люди занялись старательством.

В 1777 году деревня Пышма вошла в приход Вознесенской церкви. Приход ее был велик, имел 2517 прихожан, из которых 578 проживали в деревне Пышме, 210 – в селе Владимирском. Первое поселение находилось в 10 верстах от церкви, второе – в 18. Верста – мера длины, равная 1,06 километра. Сам же приход Вознесенский получил название от церкви и образовался в сентябре 1770 года. Тогда от Соборного прихода было отчислено Вознесенскому 186 дворов, позже отошла к нему и деревня Пышма с 28 дворами. К тому времени в деревне Пышме с давних пор существовала довольно большая часовня. По просьбе жителей в некоторые праздники в ней проходили службы.

В сельце Владимирском (Балтыме) по указу Пермской духовной конспетории от 1 июля 1860 года построена деревянная часовня, к которой в 1869 году было приделано отдельное помещение для алтаря. 6 сентября 1893 года по благословенной грамоте епископа Екатеринбургского благочинным протоиреем Василием Лукиным часовня освящена в церковь во имя святой Великомученицы Праскевы.

На снимке 1967г. сохранилось здание старой церкви села Балтым

Село Мостовское стоит на низменном лесном пространстве по Верхотурской трактовой дороге в 38 верстах от епархиального города. Климат здесь сырой, почва глинистая. До 1871 года деревня Мостовая принадлежала Аятскому приходу, что находился в 72 верстах от Екатеринбурга. Здесь «первые насельники занимаемые для поселения места предварительно мостили деревом, чего требовала болотистая почва. И по настоящее время улицы и дворы сохранили на себе остатки мощения». Только перед освобождением от крепостной зависимости поселенцам было разрешено расчищать лес для пашни и усадебной земли.

Ранее существовала здесь часовня в честь Великомученицы Екатерины. В 1866 году на ее месте начато строительство деревянной церкви в честь перенесения мощей святого Благоверного и Великого князя Александра Невского. Все принадлежности часовни были переданы в церковь. Храм возвышался на окраине. Работы по его строительству закончились в 1871 году, деревня получила статус села Мостовского. С 1887 по 1893 год внутри храм украшался стенной живописью, снаружи был выкрашен, а перед главным входом устроена мраморная лестница в семь ступеней. В 1894 году случился пожар, после которого пришлось делать ремонт потолка и пола, переписывать заново иконы, был перезолочен и перекрашен иконостас. Для священнослужителей выстроили в селе два дома. В 1902 году число прихожан насчитывало 817 человек мужского рода и 883 женского рода. Основные их занятия – заготовка дров, изготовление деревянной посуды, обслуживание постоялых дворов и промывка золота.

Бывшая церковь села Мостовское ныне является клубом

В состав этого прихода вошли деревни Мостовка в 9 верстах, Верхотурский прииск в 12 верстах и Мостовской прииск в 15 верстах. В последнем есть прихожане, приписанные к сельскому храму церкви во имя Святого Николая Чудотворца, построенной в 1881 году из существующей ранее (в 1877 году) часовни. Объяснить это можно следующим образом: в 1878 году известный виноторговец и промышленник А. Ф. Поклевский-Козелл взял в аренду эти края. Золотодобыча была поставлена на новый уровень. Выросло значение деревни Верхотурки, а вместо старательских балаганов появился Большой Мостовской прииск, давший жизнь селу Первомайскому.

После Октябрьской революции и гражданской войны все церкви были закрыты, постепенно исчезали их здания и внутреннее убранство. Лишь к концу ХХ века был начат процесс восстановления.

Последние новости
12 лет назад
Огромная благодарность. Спасибо!
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать