Название этого известного археологического памятника иногда произносят как «Калматский брод». Какое из этих произношений более правильное, трудно сказать. Я согласен с интерпретацией этого топонима Александром Константиновичем Матвеевым, автором многих книг, в том числе и Топонимического словаря: «Географические названия Свердловской области» (Екатеринбург, Уральское литературное агентство, 2000).
Расположен Калмацкий брод вблизи посёлка и остановочного пункта на ж/д Екатеринбург – Нижний Тагил, посёлок Гать. По А. К. Матвееву: «Раньше это поселение называлось Калмацкая Заимка – воспоминание о некогда существовавшем здесь Калмацком броде через реку Исеть: в XVII в. кочевые калмаки (калмыки), жившие по верховьям Иртыша и Оби, нередко нападали на башкирские и русские селения на Южном и Среднем Урале, переправляясь через реки в одних и тех же местах».
Именно об этом Калмацком броде писал Г. Ф. Миллер, повествуя о событиях XVII в. в своей «Истории Сибири»: «Говорили также, что видели калмыков, переправлявшихся через р. Исеть у Исетского озера и направлявшихся в сторону русских слобод».
Вот по этому самому броду через р. Исеть и назвали археологический памятник в верховьях реки Исети. Интерес к Калмацкому броду у археологов очень давний. Ещё в начале прошлого века археолог-любитель Н. Рыжников заложил здесь первую траншею и получил из неё 25 пудов находок. И ещё не раз возвращались сюда как археологи, так и просто любители истории. И никто не уходил с пустыми руками. Но не каждая находка на археологическом памятнике представляет интерес для науки. Можно собрать десятки каменных изделий и сотни осколков керамической посуды, но, оторванные от мест своего начального залегания в земле, они мало что нового расскажут об истории данной местности. Только при планомерных раскопках можно найти предметы, достоверно рассказывающие о жизни в этих местах в давние времена, сотни и тысячи лет тому назад.
Особенно много ценного материала при раскопках дают глубокие выработки, которые показывают, как долго в этих краях проживали люди. Благодаря глубоким раскопкам учёные определили, что на Калмацком броду довольно продолжительное время располагался посёлок. Из книги К. В. Сальникова «Древнейшие памятники истории Урала» (Свердловское Областное Государственное издательство, 1952) можно узнать, что люди на стоянке «Калмацкий брод» жили на самом берегу реки (Исети – В. Н.), в круглых землянках диаметром 7-8 метров и глубиной около метра от поверхности. Следовательно, над землёй должна была возвышаться ещё значительная часть жилища». Автор книги говорит также и о том, что, в отличие от эвенкийского чума, эти жилища были постоянными, а их обитатели вели оседлый образ жизни. В задней части землянки, по словам К. В. Сальникова, находились очаги, а около них, как правило, располагались шлифовальные плиты, как мы теперь знаем из более поздних раскопок, состоящие из гранита. Здесь же учёные нашли шлифовальные топоры из камня на разной стадии их обработки.
Основную роль в хозяйстве жителей стоянки Калмацкий брод играли камень, дерево, кость. Хотя и редко, но попадались изделия из металла, в основном из бронзы. Жителей верховий Исети, оставивших свои следы на Калмацком броду, археологи отнесли к шигирской культуре, характерной для Среднего Зауралья. Развившись на базе мезолита – культуры V-IV тысячелетия до нашей эры – шигирская культура достигла своего расцвета в эпоху бронзы и продолжала существовать до конца II – начала I тысячелетия до нашей эры.
В «Каталоге археологических коллекций Верхнепышминского исторического музея» (Екатеринбург, 2003 г.) Светлана Николаевна Панина, автор текста книги, приводит такие сведения: «Раскопки могильника Калмацкий Брод начинает А. А. Берс в 1926 году и продолжает их совместно с П. А. Дмитриевым в 1931, 1932-34 г.г. (Дмитриев П. А., 1934). Было вскрыто 26 погребений, часть из которых сопровождались медными котлами, кельтами, железными ножами, сверленными каменными подвесками и глиняными круглодонными горшками… Современная наука относит эти погребения к позднему железному веку, так называемой петрогромской культуре, оставленной пришлыми коневодами-уграми в VI – IX в.в.
Кроме могильника, на территории памятника П. А. Дмитриев раскопал стоянку эпохи неолита с тремя овальными сезонными жилищами. Это первые жилища, исследованные на территории Восточного склона Урала (Дмитриев П. А., 19510)».
В 1996 году на Калмацком броду проводят исследования сотрудники археологической лаборатории Уральского Государственного Университета и Свердловского областного краеведческого музея. Наши СМИ подробно рассказывали о ходе этих работ. В октябре 1996 года «Областная газета» опубликовала большой репортаж о раскопках на Калмацком броду под заголовком: «У окна в прошлое». Дело в том, что археологи проводят раскопки не одной большой выработкой, а правильными небольшими квадратами, оставляя между ними невыработанные целики. Если смотреть на раскопы археологов сверху, то выработки напоминают контуры большого окна. Вот через это «окно» и можно заглянуть в далёкое прошлое нашего края.
Как рассказала о работе археологов корреспондент «Областной газеты» Римма Красносельская, археологи провели большую и плодотворную работу. Автор заметки «У окна в прошлое» пишет: «Кандидат исторических наук В. Морозов пробил вдоль берега разведочные шурфы и уже нашёл немало интересного, в том числе средневековый металлический топор.
Археолог С. Панина заложила раскоп у небольшого скального выхода. Квадрат 4х4 метра с крестообразной перемычкой посередине, своего рода «окно» в прошлое. Наличие обильного кремневого материала, углубления, похожие на следы столбов, и другие признаки «намекают», что здесь, возможно, была постройка».
Не остались в стороне от проводимых на территории нашего муниципального образования археологических работ пишущие люди нашего города.
19 сентября 1996 года в «Красном знамени» опубликована заметка С. Гребнева «Тайны Калматского брода». Особое внимание в своей заметке С. Гребнев уделил обнаруженным археологами многочисленным шлифовальным плитам, металлургическому шлаку, признаку древней металлургии, мощному каменному молоту, который, возможно, использовался для дробления руды. «И если, – писал в своей заметке С. Гребнев, – экспонаты, добытые когда-то прежними археологами, пополняли фонды столичных музеев, теперь же добытые экспонаты станут собственностью Верхнепышминского городского музея». Далее в заметке говорилось: «И очень возможно, что в его распоряжении окажется коллекция, дающая наиболее полное представление о жизни, быте и верованиях древних уральцев».
В «Красном знамени» от 26 декабря 1996 года А. Полуэктов, председатель городского комитета по охране природы, подводит итог: «Короче говоря, учёные только едва приподняли покров тысячелетий, скрывающий от нас тайны Калмацкого брода. А работы здесь ещё, как говорится, непочатый край. Но будет ли она продолжена следующим летом? Вопрос этот совсем не праздный – у археологов просто нет средств на ведение раскопок».
Насколько мне известно, работы археологов по изучению Калмацкого брода на этом закончились. Подходило к концу XX столетие, а с ним и второе тысячелетие нашей эры. На горизонте начала III тысячелетия замаячило новое открытие на территории нашего муниципального образования и новые хлопоты для археологов – верхнепышминские дольмены. О них я расскажу в следующий раз.
В Непомнящий,
краевед.
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.