Учителя МОУ «Сош № 7» поселка Исеть Светлана Федорова и Валентина Шкреба побывали на священной земле Израиля, где проходили международную педагогическую стажировку.
Попасть на педагогическую стажировку в школу музея «Яд ва-Шем» учителя исетсткой школы мечтали уже несколько лет. Их коллеги из екатеринбургских лицея № 110 и школы № 170 уже давно и всерьез занимаются изучением темы Второй мировой войны и геноцида еврейского народа (Катастрофы) и каждый год привозят из Иерусалима новые знания и впечатления. В 2010 году педагогам школы № 7 посчастливилось сотрудничать с ними на международной конференции и создать свои методические разработки, которые впоследствии по достоинству оценили в Международной школе Израиля. Учителей пригласили на педагогическую стажировку, и директорат школы, не раздумывая, отпустил коллег за ценным опытом.
Заочное знакомство с музеем состоялось еще задолго до поездки на сакральную землю. Педагоги активно общались на эту тему с уже побывавшими там учителями, подробно знакомились с сайтом «Яд ва-Шем». Но, как отмечает учитель истории МХК Светлана Федорова, виртуальная реальность не передает масштабов мемориального комплекса.
– В первую очередь удивляет его территориальная протяженность, – рассказывает председатель Управляющего совета поселковой школы Дмитрий Федоров. – Это не музей, это целый город, продуманный и технически оснащенный. Каждое место, каждый памятник – все работает на единую идею, идею памяти трагедии евреев. Посещение этого мемориального комплекса входит в обязательную образовательную программу практически каждой средней школы Иерусалима.
За все время нахождения в Иерусалиме и в музее «Яд ва-Шем» исетские педагоги старались понять, как человеческий разум может принять такие страшные факты истории, как истребление людей исключительно по расовому признаку.
– Мы проникались горем еврейского народа, постоянно проводя параллели с нашими соотечественниками, перенесшими ужасы фашизма, а позже и сталинизма. Не все чувства можно передать словами. Педагог, наверное, как никто другой умеет чувствовать чужую боль, проникаться чужим горем, тем более что «чужими» эти чувства назвать сложно. Кому как не россиянам они будут понятны и близки? Они переданы нам с рассказами наших бабушек, дедушек, родителей, для которых слова «коллективизация», «война», «сталинизм» и «репрессии» – самая главная боль, – говорит педагог русского языка и литературы Валентина Шкреба.
Основным двигателем в понимании и познании трагедии евреев для учителей стала программа обучения, на которую и прибыли в Иерусалим Валентина Юрьевна и Светлана Шамиловна. В течение нескольких дней педагоги посещали курс лекций, посвященных истории Второй Мировой войны, истории еврейского народа и истории Катастрофы.
– Каждая лекция была для нас новым открытием. Нас не переставало удивлять то, как они преподают теорию трагедии, какие методы используют на практике. Они с гордостью произносили: «Мы – евреи», а это уже заслуживает огромного уважения, – рассказывает Светлана Федорова.
Принимая участие в образовательной программе «Яд ва-Шем», педагоги смогли заглянуть в архивы, поработать со свидетельствами и документами, и даже встретиться с очевидцами трагедии. Во время практической части они активно обменивались своими наработками по данной теме: какие-то уроки учителя привезли с собой, а какие-то создавались прямо в процессе обучения. «Нашим ученикам, думаю, будет интересно на занятиях, которые мы презентуем в новом учебном году», – говорит, забегая вперед, Валентина Шкреба.
Самой потрясающей по эмоциональному воздействию частью программы стала экскурсия. «Чтобы побывать в каждом из разделов комплекса, нужна, наверное, не одна неделя», отмечает Валентина Юрьевна. Но даже те экскурсии, которые педагоги успели посетить, их потрясли.
– Нам показали вагон для скота – именно в таких вагонах целыми поездами перевозили евреев со всей Европы. Мы видели различные скульптуры, памятники… За каждым из произведений есть глубокая идея, – рассказывают педагоги. – Мы побывали в Музее искусств, где больше всего потрясают детские рисунки самых маленьких пленников гетто. На рисунках малышей, лишенных детства, преобладают, как ни странно, не серые и черные, а яркие тона, порхают удивительных цветов бабочки. А ведь в гетто бабочек не было… - отмечает Валентина Шкреба.
Музей Катастрофы – место, которое невозможно посетить за день. Но есть в нем помещение, наполненное особенным, сакральным смыслом. Это Зал Имен. В этом Зале по всему диаметру от пола до потолка установлены полки, на которых размещены папки с именами. Каждая папка – история конкретного человека, его трагедия.
В истории изучения Катастрофы есть емкое слово «bystanders», не имеющее точного перевода на русский язык и буквально означающее «наблюдатели, стоящие в стороне». Оно относится к тем народам и национальным группам, которые не были ни палачами, как нацисты, ни жертвами, как евреи. Они смотрели на геноцид со стороны, не предпринимая попыток помочь страдающим. Именно такими наблюдателями почувствовали себя и наши земляки, побывав на священной земле Израиля.
«Яд ва-Шем» – музей, рассказывающий о Холокосте. Рассказывающий без надрыва и истерики, но так, что побывавший в музее человек больше не забывает об этой трагедии никогда. Помнят о ней и исетские учителя и уже с начала учебного года постараются донести свои впечатления до учеников.
Дарья Булатова
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.