Жители оказались за бортом местного властного корабля, идущего в направлении, указанном градообразующим предприятием.
«Меднолобые»
Работников медеплавильного цеха ОАО «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме принято называть «меднолобыми». Это определение относит человека к отдельной категории тружеников градообразующего предприятия. Оно нисколько не обидное, а скорее даже наоборот, его произносят с некоторым почтением. История этого названия уже давняя и сейчас трудно вспомнить, кого и по какому поводу впервые назвали «меднолобым».
С недавних пор в городском округе Верхняя Пышма появилась новая группа «меднолобых» – это администрация городского округа, которую за глаза стали так называть некоторые жители, обладающие хорошим чувством юмора. Трудно представить, что чиновники гордятся подобной характеристикой, но и полностью опровергать ее сути им не представляется возможным. Отрицать свою причастность к Уральской горно-металлургической компании было бы верхом глупости.
Влияние ведущего предприятия Верхней Пышмы на жизнь в городском округе и раньше было высоким, но то, что сконструировали металлурги сегодня, можно назвать корпоративно-муниципально-производственным комплексом. Администрация и дума ГО Верхняя Пышма стали фактически подразделением УГМК. Все решения местной власти, как минимум, согласовываются с металлургическим холдингом. При этом жители, не имеющие влияния в этой организации, не могут влиять и на решения сегодняшней муниципальной власти, которая по своей правовой основе обязана опираться, как раз на население. Такая странная модель местного самоуправления без слова «само».
«Мажу утром бутерброд – сразу мысль: а как народ?»
Когда начинаешь разговор на тему того, что верхнепышминцы не участвуют в жизни городского округа, то видишь на лицах местных чиновников искреннее недоумение. Они де днями и ночами только думают о том, как сделать жизнь местных жителей веселой и привольной, а они неблагодарные все «в лес смотрят», все им еще чего-то подавай. А сами-то просто неразумные дитяти. Что они решить или принять могут? Им бы впору пользоваться теми вещами, которыми их облагодетельствует местная власть.
Вот им ледовый дворец построили, а они все про свое мелкособственническое продолжают разговоры разговаривать. Еще при этом вопросы умные пытаются задавать типа: сколько денег из казны общей потратили? Да за чей счет содержаться сия красота будет? Сколько там занятия для детей стоить будут?
Мы, чиновники, им про развитие, про новых 15-20 тысяч жителей вместо леса, а они все давай нам квартиры в этих домах взамен наших развалюх. Как понять не могут, что проект это коммерческий и конкретные люди на этом проекте должны зарабатывать себе на жизнь. Как строители могут просто так квартиры этим горе-жителям отдавать? Вы уж граждане, давайте раскошеливайтесь сами и покупайте у этих добрых дяденек. Халява-то еще в 90-м году закончилась. Неужели до сих пор не поняли?
Местная власть вместе с областной и градообразующим предприятием им – жителям, путепровод за миллиард наметила построить, а они, как зомби, давай им качественное дорожное покрытие на всех улицах и во дворах. Власть им и так устроила конкурс на лучший двор: там инвентарь всякий подготовила, призы, денежные премии, а они опять про сломанные карусели, да про ямы во дворах. Им, непонятливым, вместо конкурса всякие там детские и спортивные площадки, парковки для автомобилей и скамейки среди аллей сирени для бабушек подавай. Где справедливость?
Вот они, эти назойливые жители, все твердили, что им детских садов не хватает. Пожалуйста. Решаем вопрос с детскими садами. Переселили детский клуб «Алые паруса», переселили детскую школу искусств, готовим к возможному закрытию детский реабилитационный Центр «Солнышко». Все для детей, все для будущего Верхней Пышмы. В актив нашей работы можно записать и ликвидацию детского дома ради размещения там школы олимпийского резерва, но и тут недовольные появились. Все по их понятиям делается через детские слезы, стрессы родителей и педагогов. А как они хотели? Главное, что не пришлось строить новые объекты. Это бы было так хлопотно!
Возмущение у нас вызывает и позиция сельских жителей. Им, видите ли, и клубы новые подавай, и школы строй, и автобусы в удобное для них время по маршрутам пускай, и за коммуналку, как в городе с них бери. Да еще никак не могут успокоиться с газификацией. Сказали же, сделаем – завтра – может быть – если деньги свободные появятся.
В том же Кедровом в здании администрации пару комнат выделили под клуб-библиотеку. Чего еще им надо? Может они захотели такой клуб, какой был раньше в поселке, так это уж извиняйте. Время не то, чтобы вам тут клубы строить. Сейчас даже в селе Балтым клуба нет, а им тут за 35 километров от города клуб подавай.
Да дома в Кедровом и в Ольховке несколько устарели, но не падают же! Подумаешь стены кривые, оконные проемы на решетках держатся, ну, потолки и полы градусов на 15-20 от горизонтали отклонились. Так для пожилых даже удобно. Сел на колясочку в одном конце квартиры, оттолкнулся слегка и прокатился до кроватки. Прямо с кухоньки и в спаленку. Жить вполне можно.
Что о домах-то вообще говорить, когда даже школу в Ольховке с прогнившими перекрытиями сохранить удалось. Отремонтировали. Там тебе и детский сад, и школа, и библиотека. Все компактно, все изнутри красиво отделано, все чинно, благородно. Прямо хоть своих детей туда отправляй на учебу вместо местных элитных школ. Впору с такой инициативой на думу выходить, чтобы все дети и внуки чиновников и депутатов посещали школу в Ольховке. Можно будет и автобус дополнительный под это дело выхлопотать.
Много хорошего для этого неразумного народа делается, а он все никак доброты душевно-бюрократической понять не может. Плохо мы еще воспитываем нашу и молодежь, и старшее поколение. Надо бы чаще главу городского округа в окружении благодарного ей народа показывать. Глядишь, люди проникнутся к ней заслуженной любовью и перестанут критиковать. Ей пора уже отдавать должное. Время настает.
«Всё по закону, бейби, всё по закону»
Если проанализировать деятельность думы и администрации ГО Верхняя Пышма серьезно, то можно обнаружить, что все у нас делается в строгом соответствии с законом о местном самоуправлении № 131. Тут комар носа не подточит. Все решения, которые должны проходить через думу, через нее и проходят. Причем так легко проходят! Диву даешься. Иногда даже задумываешься, а не использует ли дума соответствующие «препараты» для особо быстрого прохождения содержимого нужных документов?
Точно так же все необходимые к обсуждению с народом документы проходят и общественные слушания. Не беда, что значительная часть участников этих обсуждений работники администрации. Главное, что все происходит быстро, уверенно и в нужном направлении. Оно и понятно: люди устали за рабочий день, они все уверены, что и без этого обсуждения все бы было принято так, как надо администрации. В общем люди пришли поучаствовать в неком, обязательном с точки зрения закона ритуале. У всех свои заботы и им не до обсуждения.
Та малость, что реально никакое население в данном мероприятии, за редким исключением, участия не принимает, никого не смущает. Законодатель сказал – администрация исполнила. Dura lex, как говорится, и в Африке sed lex, в смысле закон суров, но это закон. Зачем излишняя шумиха? Зачем предварительные обсуждения в СМИ? Не дай Бог, начнутся лишние вопросы: Зачем? Для кого? За чей счет? Кому это выгодно? А может что-то другое за эти деньги построить? И прочие, прочее, прочее. Без лишней шумихи все так замечательно получается. Прямо загляденье.
Почти по тому же принципу умные дяди и тети в думе приняли решение о проведении выборов по прежней схеме, даже несколько сузив число возможных участников процесса. Провели такой маленький «междусобойчик» и решили устроить всего два избирательных округа для «вольных стрелков» – тех кандидатов, которые пойдут помимо партийных списков. Если раньше городской округ был разбит на четыре избирательных округа по 15 тысяч избирателей или по 17, 5 тысяч жителей, то теперь их в каждом округе набирается соответственно по 30 тысяч и по 35 тысяч человек.
Каждый кандидат, если он вдруг надумает стать депутатом, должен теперь проводить свою избирательную кампанию ровно в половине городского округа. Это обстоятельство не только требует дополнительного количества материальных средств, но и значительного кадрового резерва. Вот и получается, что реально депутатом по непартийным спискам может стать только тот участник выборов, кто имеет поддержку, допустим, на градообразующем предприятии. Только этому предприятию под силу выложить деньги, привлечь столичных пиарщиков, отправить по всем направлениям оплаченных на производстве агитаторов, которые пройдут по указанным им адресам.
По опыту прежних выборов можно смело заявлять, что уже тогда удалось пройти в думу помимо списка от УГМК только трем депутатам. В этот же раз такого подвига не в состоянии совершить уже ни один самовыдвиженец. Все. Путь в думу теперь уже однозначно может лежать только через УГМК. Это становится очевидным для любого разумного жителя городского округа Верхняя Пышма. Уровень извращения местного самоуправления достиг своего апогея. Круг замкнулся. Мы стали «вотчиной Козицына» окончательно и бесповоротно.
Только возврат к одномандатным округам может вернуть хоть маленькую надежду на то, что в думу получится пройти кандидату делегированному народом, уважаемому народом, проживающим на данной территории, хорошо известному людям. Если кандидату придется проводить агитацию на одной десятой городского округа, а это порядка 6 тысяч избирателей или 7 тысяч жителей, то он сохраняет шансы быть избранным.
В этом случае каждый избиратель получит своего депутата, который будет нести персональную ответственность перед своим избирателем. При утвержденной на сегодня схеме депутатских пятерок, у нас вновь будут созданы миниколхозы из безответственных групп депутатов. Свою бессмысленность эта система уже продемонстрировала на протяжении этих четырех лет. Она выгодна только градообразующему предприятию, но никак не жителям. Наш городской округ вновь возьмут в управление. Все решения будут приниматься без участия населения или при минимальном его участии, ограниченном нужными людьми.
Эта система чревата еще той опасностью, что и глава городского округа у нас избирается из числа депутатов. То есть жители даже здесь не могут повлиять на личность руководителя городского округа. Такие вещи приводят к полной апатии и деградации избирательных устремлений населения. Подобная политика приводит и к более серьезным последствиям. Недоверие к власти на местах, неминуемо проецируется и на все вышестоящие ветви власти. Если человек не верит местным «народным избранникам», то он никогда не поверит ни губернатору, ни Государственной Думе, ни президенту, допустившим подобное развитие событий.
«Что позволено Юпитеру, то не позволено быку»
Недавно в разговоре с человеком, общающимся подолгу службы с работниками УГМК, я услышал очень интересное суждение. Оно поразило меня своей простотой и поставило на какой-то момент в тупик. Я сказал ему, что принятая ныне система выборов лишает возможности быть избранным любого жителя городского округа Верхняя Пышма: учителя, кого бы готов был делегировать преподавательский состав школы; врача из больницы, которому хотели бы оказать доверие его коллеги; рядового жителя поселка, кого действительно уважают его земляки.
Ответ прозвучал в форме вопроса: А зачем всем этим людям идти в депутаты? Пусть врач лечит, учитель учит, сельский житель занимается своим трудом. Моя попытка возразить, что эти люди и составляют основу местного самоуправления, не возымела никакой реакции. Человек искренне убежден, что только тщательно отобранные люди могут быть депутатами. На свой вопрос о том, где и кем должен производиться подобный отбор, ответа я не услышал. Моя попытка охарактеризовать подобные суждения, как дискриминацию, была принята в штыки.
Когда я поделился подобными суждениями со своими молодыми коллегами в редакции, то получил столь жесткие характеристики подобных рассуждений, что даже не берусь их воспроизвести на страницах этого материала, чтобы не быть обвиненным в навешивании чуждых нашему воспитанию ярлыков. Еще одним поводом для того, чтобы не бросать преждевременных обвинений, для меня является то, что человек этот мог просто не знать основ и принципов местного самоуправления и рассуждал в данном случае, как хороший менеджер. По крайней мере, я на это искренне надеюсь.