Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Один из племени мужественных. Владимиру Васильевичу Волоскову 90 лет20/09/2017

Да, есть у нас в городском округе свои писатели, поэты, художники, музыканты. Правда, их имена не написаны золотыми буквами на страницах истории, да и в Верхней Пышме их знают не все. Но имя одного человека известно не только в городе, области, но и далеко за их пределами.

Это Владимир Васильевич Волосков – писатель, которому 24 сентября исполнилось бы 90 лет. Произведения Волоскова издавались Свердловским, Пермским книжными издательствами, некоторые были напечатаны в Москве. У нас в Балтымской библиотеке-клубе активно работает клуб любителей литературы, поэзии, музыки «Пятое колесо». Несколько заседаний клуба было посвящено жизни и творчеству писателя Волоскова. Для некоторых участников это имя было открыто впервые. Рассказ о писателе, чтение его книг, обсуждение прочитанного никого не оставили равнодушным. Сколько сил, мужества, твердого характера проявлял Владимир Васильевич как в самой жизни, так и в писательском творчестве!

Волосков был необычным писателем. В результате несчастного случая он был парализован и обречен на неподвижность на долгие годы. Болезнь не оставляла его до последних дней жизни. Но Владимир Васильевич сумел победить недуг, вопреки всему нашел свое место в строю и стал полезным людям. Удивляла его осведомленность, широта мыслей, живость ума и характера. Тот, кто читал произведения Волоскова, не мог не заметить, как он похож на героев своих книг: мужественный, сердечный, жизнелюб, шутник и добряк.

16 мая 1973 года Владимира Волоскова не стало. Но живут и в наши дни его произведения, которые напоминают нам о нем как исключительном труженике, отдавшем свою жизнь служению Родине.

Родился Владимир Васильевич в 1927 году в городе Омутнинске Кировской области. Рос в Свердловске, учился в школе № 13. В 1944 году ушел добровольцем в морскую авиацию. Летал и плавал, был радистом на корабле. А между делом пробовал писать. Первую повесть 22-летний солдат Володя Волосков записал в толстой книге «Журнала вахтенного радиста».

Вернувшись в 1950 году в Свердловск, он собрался поступать на факультет журналистики. Но перед экзаменами решил подработать в геологической партии. Уехал с экспедицией в Северный Казахстан, да так и остался с геологами.

В 28 лет Волосков был уже опытным начальником гидрогеологической партии. У него появилась семья: жена Вера, тоже геолог, трехлетний сын и недавно родившаяся дочь Марина.

Эта «первая» жизнь кончилась в один безоблачный летний день. 10 июля 1955 года, возвращаясь с объезда буровых отрядов (партия находилась тогда в Курганской области), Владимир решил выкупаться в Исети, нырнул с моста…

– Нырнул да вот до сих пор и не вынырну, – шутил он, рассказывая об этом десять лет спустя. Не всякий мог бы шутить на его месте: перелом шейного позвонка вызвал паралич, и сильный здоровый человек вмиг стал беспомощным. Врачи после операции предупредили Веру, бессонно дежурившую возле мужа: если выживет, все равно обречен на полную неподвижность…

Он покинул больницу, списанный в «архив». Он уже не был геологом, своим, необходимым в коллективе человеком. Но он ни за что не хотел мириться с ролью бездействующего лица в жизни, которую он любил, которую отстоял в лютой борьбе с болезнью и самим собой.

Там, в солнечном и движущемся мире, в своей бродячей и беспокойной судьбе Волосков привык быть с людьми, работать с ними и для них. Дружелюбный, жизнерадостный, открытый, горячо увлеченный делом, он не умел просто работать – он всю жизнь воевал, служа Делу: схватывался с равнодушием и нерадивостью, боролся с нечестностью, трусостью, отстаивая свои принципы и убеждения… «Неужели отвоевался, Волосков?» – горько спрашивал он себя.

Нет, он не был одиноким: с ним жена и дети, к нему постоянно приходили друзья. Приходили не утешать – советоваться и спорить, как раньше. Он по-прежнему нужен людям. Но Волоскову, юному сердцем и душой, было этого мало: он чувствовал потребность тратить себя в чем то крупном, значительном. И еще: он должен за что-то и перед кем-то отвечать, чтобы оправдать свое существование.

Свою «вторую» жизнь он сделал сам. Своими руками. Это даже странно произносить: руками он не владел – кисти рук были парализованы. Когда он решил попробовал писать, вспомнив свою юношескую повесть, ему пришлось сначала долго учиться держать непослушными пальцами карандаш. Поначалу сам не разбирал свои каракули…

Воспоминания и образы будили его по ночам громче и настойчивее, чем физическая боль. Память освещала тех, кто для него был близким человеком, тех, кого он знал, – товарищей, с которыми делил солдатскую судьбу и скитальческую жизнь геологов. Рассказать о них – значит отдать людям то богатство, которым он, Волосков, пока владел один.

Он жил в постоянных сражениях с болью, тоской, неподдающимся материалом, из которого упрямо лепил свои рассказы и повести. Начал осваивать пишущую машинку, но проклятые пальцы попадали сразу на две-три буквы... Товарищи подарили ему старую машинку, где шрифт более разбросан. И он, наконец, приспособил работать один из пальцев. «Видите, как он у меня удачно скрючен – сгибать-разгибать не надо!», – теперь он мог посылать написанное в редакцию.

О том, что он пишет, знает только его близкий друг, с которым автор откровенно делится сомнениями и мечтой. «От современного писателя так много требуется… А главное – чтобы жизненно верным был герой, русский человек. Пусть еще грешки есть во всех нас, много грязи в наших отношениях, но я должен дать образец, должен выкопать в наших душах все хорошее и показать миру: вот оно! Показать человека, какой он есть, и каким будет…

Я боюсь, что не справлюсь – способностей не хватит… Жизнь так сложна – пойди, сунься, не зная ее, в литературу! А я просто так – попробовать скуки ради – не хочу. Если выбирать окончательно, а не маяться после, ища душе место… Если я хочу писать о людях целеустремленных, то прежде самому нужно быть целеустремленным».

Нельзя не узнать в этом юноше/солдате Владимира Волоскова с его жизнью, в которой все было – раз и навсегда, все по огромному счету к себе. Он и тогда, в юности, знал твердо: чтобы писать о людях настоящих, надо самому быть настоящим. В 1967 году Владимир Волосков был принят в члены Союза писателей.

Много воспоминаний о писателе оставила нам поэтесса Эмилия Бояршинова, которая лично знала Волоскова, дружила с ним, часто встречалась. Весь свой рассказ я составила по ее впечатлениям и личным встречам с писателем Волосковым. Но что-то осталось за страницами ее воспоминаний, и, наверное, портрет уникального человека – писателя Владимира Васильевича Волоскова – будет неполным без ее рассказов о встречах с писателем.

В 1963 году в Свердловске вышла книга молодого писателя Владимира Волоскова – «Черемушка». Рассказы о геологах были написаны человеком, который знал эту профессию не понаслышке, а сам работал геологом. И одно это привлекло внимание читателей к сборнику. Не внешняя – романтическая сторона поисковой профессии заинтересовала автора, а люди, их характеры и отношения. С особой любовью во всех рассказах Волоскова изображались дружное единение, сила товарищества геологов: радость у этих людей на всех одна, а случись беда – ее разделят на всех.

Для тех, кто читал «Черемушку», герои книги стали добрыми друзьями – и лихой шофер Мишка Кайнозой, и застенчивый богатырь Мишенька Дредноут, и суровые буровики, озабоченные судьбой осиротевшей девочки… Но мало кто знал тогда об авторе «Черемушки». В предисловии к книге лишь коротко было сказано: Владимир Васильевич Волосков работал начальником гидрогеологической партии, но в результате несчастного случая тяжело заболел, и ему пришлось оставить свою профессию…

В 1960 году появился в печати первый рассказ Владимира Волоскова. Через год в Свердловске вышел отдельной книжкой «Мишка Кайнозой», а в Перми – повесть «Сыч». Это была радость трудно доставшейся победы.

Герои его рассказов – обыкновенные люди. Они знают и ошибки, и сомнения, и страх, они порой поддаются мелким чувствам. Но есть в них то главное, ведущее начало, которое дает им нравственную силу преодолевать ошибки, побеждать в себе мелочное и наносное. Его Мишка Кайнозой, этот «вертлявый сгусток энергии, веселья и непосредственности», рубаха-парень, которого строгий друг осуждает за левачество, – в серьезном испытании неожиданно для всех, даже для самого себя проявляет подлинный героизм.

Владимир Волосков верит в людей, верит в то, что в вечном споре добра и зла побеждает человечность и доброта, высота человеческих поступков. Страстная убежденность в этой правде определила и черты писательского стиля. В каждом рассказе живет сам автор – вместе с героями радуется, возмущается, волнуется… Отсюда задушевная интонация и теплый лиризм его рассказов.

С большой симпатией изображен Сыч, герой первой повести Волоскова. Диковатый, замкнутый, буровой мастер Сычев поначалу у всех в партии вызывает неприязнь и недоверие. Люди судят о нем поверхностно, не зная его души, а душа у Сычева, несмотря на трудный опыт жизни, – чиста, добра и благородна. Автор сочувствует своему герою, потому что знает, как нужны человеку доброта и понимание, чтобы жить раскованно, быть самим собой, обрести счастье человеческой близости.

Уже в первых рассказах и повестях наметились характерные черты волосковского героя, которого не спутаешь с героями других писателей. Это мужественный и внешне суровый, но добрейшей души человек. Он часто молчалив, застенчив, неловок в проявлении своих чувств, но нет надежнее его в труде и дружбе. Чрезвычайно скромный, он в то же время наделен чувством собственного достоинства, потому что живет с чистой совестью.

В 1965 году в Перми вышел роман Владимира Волоскова «Человек хочет счастья», а в Свердловске – сборник рассказов «Беглец».

И в этих книгах писатель верен своей теме, своему герою. Но у любимого героя Волоскова, по-прежнему мягкого, великодушного, скромного, появились новые черты: он рыцарь Дела, он борется за чистоту жизни, он непримиримый и смелый человек, бескомпромиссный в нравственных конфликтах, в борьбе за свои убеждения. Он, как его определяет умный противник, из тех «простодушных добряков, которые постесняются пойти в бухгалтерию, когда их случайно обсчитают при начислении зарплаты, но становятся суковатыми и упрямыми в принципиальных вопросах».

Таким нарисован Горинов, директор машиностроительного завода, главный герой романа «Человек хочет счастья». Это произведение – заветное для автора размышление, мысли и острота современной проблемы. В основе конфликта – борьба Горинова против очковтирательства и приспособленчества, борьба между формальным и творческим отношением к делу, между боязнью ответственности и стремлением отвечать и за себя, и за других.

Рисуя жизнь завода, автор сознательно сосредоточил свое внимание на «штабе»: по его убеждению, главная ответственность за технический прогресс, за движение жизни лежит на них, руководителях. Когда токарь живет мещанским мирком – это потеря для нас, но когда мещанин пользуется властью, он несет в себе общественное зло.

Человек хочет счастья… Но счастливыми оказываются только те, кто живет на земле с людьми и ради людей. Счастье – это борьба. Это хорошо знает Владимир Волосков, всю жизнь прошагавший из боя в бой.

И на любовь его герой смотрит теперь по-новому. Для него любовь не просто нежность и верность, как для Мишеньки Дредноута, а чувство, тесно связанное с нравственной ценностью личности (рассказ «Спор не кончен»).

Конфликты в произведениях Волоскова стали острее. Мещанство и эгоизм, низость и подлость, все, с чем борются Доброта и Правда писателя, имеют точный адрес. Это придает его вещам новое качество – публицистичность. Но не все рассказы в книжке «Беглец» ему удались. Кое-где публицистика не «подружилась» с художественностью, как на страницах романа, остро полемичного по содержанию.

Писатель умел признавать свои ошибки и не повторял их. Был упрям в работе. Свой роман, особенно трудно давшийся, Волосков переписывал восемь раз – и до, и после выхода книги. А осваивать писательское мастерство было ему тяжелее, чем другим, – у него не было литературной среды. Только редакторам издательства это было дано, с которыми он вел переписку. Много лет помогала – советом и делом – Валентина Викторовна Артюшина, редактор трех сборников его рассказов.

В 1967 году в Свердловске вышла книга «Копеечное дело» – книга новых рассказов, написанных на хорошем профессиональном уровне. В этом сборнике писатель впервые прикоснулся к памяти войны, проверяя своих героев на верность боевой юности (рассказ «Когда горят мосты»).

А в следующем году одна за другой выходят три книги Волоскова о войне: «Потерянный зоопарк» – в библиотечке журнала «Советский воин» (в следующем издании эта повесть будет называться «Трое суток невидимой войны»), «Синий перевал» – в Пермском издательстве и «Где-то на Северном Донце» – в Воениздате. Там же была переиздана первая его приключенческая повесть «Операция продолжается».

О чем бы ни писал Волосков в своих книгах – о тонкостях работы военных радистов, о трудном и опасном поиске геологов в тылу, об одном из боев на Северном Донце, – все рассказано достоверно, словно сам автор был участником этих событий. И в военных повестях действуют знакомые волосковские герои – скромные, самоотверженные, надежные люди, верные солдатскому долгу, такому воинскому братству, когда чувствуешь надежную руку товарища и умеючи отвечаешь за себя и других. Испытание войной утвердило человеческую и общественную ценность героя, который ведет бой не только за освобождение Родины от ненавистного врага, но и за торжество истины и добра в жизни, человеческих отношениях («Где-то на Северном Донце»).

Еще одна повесть В. Волоскова «Егорихино завещание» поначалу была не опубликована: в журнале, куда предложил, усмотрели сходство с «Последним сроком» Валентина Распутина. А тогда Волосков этой книги Распутина еще не прочел и поэтому очень удивился: неужели? Потом прочел и посчитал, что как раз наоборот. Эти повести по основному замыслу вообще вещи несопоставимые, имеющие, как говорится, разное «целевое назначение».

В самом деле, в «Егорихином завещании» есть лишь внешнее сюжетное сходство с зачином повести Распутина: старуха Егориха, как и распутинская Анна, собралась умирать… Но по содержанию, по авторской мысли произведения несопоставимы. Многозначная философская повесть В. Распутина – развитие стержневой темы этого писателя, его тревоги об утрате современным человеком нравственных и духовных корней своего бытия. Уходящая деревня, умирающая деревенская мать – олицетворение этих корней, живой связи с природой, историей, традициями народа.

Повесть «Егорихино завещание» с главной героиней – деревенской старухой кажется поначалу неожиданной для писателя: он никогда не писал о деревне. Только вчитавшись, понимаешь, что и место действия, и сюжет автор выбрал, чтобы удобнее и сильнее высказать заветные мысли. В этой повести – развитие собственной темы Волоскова, намеченной еще в «Сыче».

«Не у каждого есть свой близкий» – это несчастье для человека. Но еще трагичней, когда близкие далеки. Конфликт в повести – в «глубоченной яме-неперейдихе», которая пролегла между матерью и сыном, самым родным ей по духу из трех детей. И мать в повести Волоскова – в отличие от распутинской Анны – сама виновница трагедии, хотя автор воздает должное стойкому характеру этой честной труженицы, искренне раскаивающейся в своей давней ошибке.

Дорогие автору человеческие черты в этой повести нашли широкое интересное воплощение в женском образе – в тихой, скромной, но деловой, «артельной», великодушной снохе Егорихи – Любе, так неожиданно вернувшей утраченное счастье близости двум родным душам.

В 1972 году повесть «Операция продолжается» была переведена на венгерский, чешский и словацкий языки и издана там. В 1973 году «Воениздат» готовил к выпуску однотомник военных повестей, этим как бы подводя итог: за 18 лет было написано 14 книг. Но свой московский однотомник и «Егориху», появившуюся в журнале «Урал» два года спустя, автор уже не увидел.

***

Остались его книги – живой, светлый, борющийся мир его героев, мир его собственной неуемной души. Осталась в ящике его юношеская повесть, записанная в «журнале вахтенного радиста». Это скорее исповедь, чем повесть, и волнует она как человеческий документ. 22-летний солдат-радист Володя Волосков рассказал в ней себя, таким, каков он есть, со всей маетой нравственного поиска и жизненной правды, с обостренной жаждой найти себя и свое место в жизни.

В повести почти нет места действия, скупые солдатские будни лишь подчеркивают напряженную внутреннюю жизнь, которой живет герой, – солдат, мечтавший стать писателем. У него твердые убеждения, он критически мыслит обо всем, его волнует и будущее послевоенного мира, и природа подвига и предательства. А главное, что его волнует: как сделать жизнь лучше, справедливее?

Он свято относился к писательскому труду и званию, всею жизнью готовил себя к нему. Победив свой недуг, он мог с чистой совестью звать и других к борьбе и мужеству. Жизнь писателя продолжает его любимый герой, чей идеал счастья – борьба и служение людям. Они близки и похожи – герой и автор с его прекрасной подвижнической судьбой. Волосков на страницах своих честных книг волнуется, радуется, ненавидит, любит, зовет… Верный закону человеческого братства и высокого неравнодушия, писатель продолжает бой за идеал Человека для людей.

 

***

Самая высшая цель работников библиотек – продвижение чтения для юных сограждан, да и всех жителей, знакомство с творчеством замечательных писателей, в числе которых и Владимир Васильевич Волосков. Нами разработано и проводится немало мероприятий о Волоскове. Это и интереснейший устный журнал, викторина, эрудит-лото, обзоры и беседы о его жизни и творчестве. С каждым годом пополняется команда читателей и почитателей творчества человека большой неуемной души Владимира Волоскова.

На страницах своих книг Волосков воюет, его читают, любят, а значит, он живет!

Г. Балина, заведующая Балтымской сельской библиотекой-клубом

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать