Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Активные пенсионеры из Верхней Пышмы побывали на Айских притёсах09/08/2019

В 2014 году в Верхней Пышме начал работать клуб путешественников «Я люблю Россию!». Его руководитель Светлана Николаевна Груздева и Сергей Николаевич Калюта организовывают для нас очень много походов, экскурсий, путешествий.

В месяц мы совершаем по 5–6 интересных, познавательных путешествий. В клубе в основном люди, как я называю, почтенного возраста – пенсионеры. Почти обо всех походах я пишу зарисовки, свои впечатления. Недавно мы сплавлялись по реке Ай, и очень хочется, чтобы об этом узнали читатели газеты «Час Пик».

К сплаву по реке Ай мы готовились, можно сказать, четыре года. Что значит готовились? Это была у некоторых членов клуба путешественников «Я люблю Россию!» пятая река. А по степени сложности и насыщенности – первая. Так вот, четыре реки – Шитовской исток, Реж, Уфа, Чусовая, каждая из которых по своему красива и интересна, и были как бы подготовительными этапами к сплаву по реке Ай. Во-первых, до начала сплава надо ехать около 400 километров, во-вторых, надо было за два дня осилить 40 километров, в-третьих, провести ночевку. Мы ведь немолодые, практически все пенсионного возраста…

Начало путешествия. Кургазакская пещера

Итак, в 6 часов утра, прихватив на остановке «Вип-город» троих путешественниц, затем захватив в Среднеуральске еще четверых, мы отправились к месту нашего старта. Это поселок Межевой в Челябинской области. Встретили нас здесь хорошо. Главная ответственная за это действо Алла подготовила завтрак: вкуснейшая традиционная походная гречка с тушенкой, чай, сладости. В нашем распоряжении было три катамарана по шестеро человек на каждом. На одном из катамаранов расположился Сергей – инструктор. А на остальных гребцами были сами путешественники.

Река Ай – широкая, на первый взгляд тихая, на самом деле очень хорошо чувствуется ее течение. День выдался теплый, облачный, но солнце нас баловало, а вот ветерок иногда ощущался обратной рябью, то есть против течения, что создавало небольшие волны на реке, которые нам пришлось преодолевать. Не мне, конечно, а тем, кто греб, – это впереди двое и на корме – двое. А мы с сестрой были пассажирками. Шли мимо красивейших притесов – так на этой реке называют скалы. Они пестрые. Разноцветье создается цветом камней, мхами, лишайниками, мелкой зеленью, растущей на них, игрой света и тени. Любуясь каменными пейзажами, природными изваяниями, живописными лесными массивами по одну сторону реки, мы не заметили одну из достопримечательностей реки – это сухие водопады, и прошли мимо них. Правда, они как бы спрятаны за деревьями, с воды их практически не видно. Здесь у нас должна быть остановка, и мы могли подняться по ним вверх. Инструктор Сергей объяснил нам, что это несколько каскадов. По ним можно было забраться, как по каменной лестнице. Но, увы!

До этого у нас была «зеленая» остановка, когда мы поднялись в Кургазакскую пещеру. Шли до нее всего-то метров 300, но запыхались и устали, потому что тропинка вилась по лесному массиву, в гору, по ее крутому склону. Идти было тяжело.

– Кургазакская пещера, – сказал Сергей, – самая популярная в долине реки Ай. – Ее длина 530 метров.

Когда мы дошли до входа, а он высокий и широкий, Сергей предупредил нас, чтобы спускались осторожно. Во-первых, по камням, во-вторых, на дне грота лежал лед, который здесь никогда не тает. Любопытство раздирало, какая же она – Кургазакская пещера. Сергей показал на лаз в самом низу основания грота. Он плохо заметен, протиснуться в него можно, только лежа, ползком, вход покрыт льдом. Спуститься в лаз, поскольку он отвесный, вертикальный, очень сложно. В нем висит веревка, по которой спускаются и поднимаются любители экстрима. Мы не решились, да и Сергей нам не советовал этого делать. Сам грот очень большой, интересный, камни висят над головами хаотично. Долго здесь находиться невозможно, потому что темно и так холодно, что при дыхании выходит пар…

Кульбиты экстемалов

Плывем дальше. Издали увидели огромный дугообразный скальный массив.

– Ну, вот, дошли и до Больших Притесов, – констатировал Сергей. – Здесь мы остановимся, пообедаем. – Эти скалы – визитная карточка реки Ай, – продолжал инструктор.

Мы подняли головы и ахнули. На высоте 100–120 метров какой-то экстремал балансировал по канату, натянутому между скал. Сделав несколько шагов, он сорвался. Благо, страховка не подвела. Он ловко подтянулся, встал на канат и продолжил свое балансирование. Через несколько секунд он снова сорвался. Однако упорства этому смельчаку не занимать. Поднявшись на канат, он снова двинулся в путь, расставив руки и балансируя. А в это время на отвесную, как вертикаль скалу, карабкалась альпинистка. Делала она это очень медленно, нащупывая ногами камни-опоры. Она достигла почти середины скалы, но, видимо, не хватило сил, потому что быстро-быстро стала спускаться вниз. Мы крутили головами, смотрели то на балансировщика, то на еще одного скалолаза, который полз вверх очень быстро. И вдруг… Бах! Что-то стремительно полетело вниз. Вернее, не что-то, а кто-то.

Остановившись на приличной высоте от берега, он начал раскачиваться, смеялся, махая руками, испытывая огромное удовольствие от такого экстрима.

– Это джампер, – пояснил Сергей. – Видите, вон наверху специальные приспособления для роупджампинга. Сюда джамперы съезжаются из многих областей. Здесь очень хорошие условия для таких прыжков. Неподвижный объект, с которого прыгают, – скала – почти 120 метров.

Действительно, молодой человек покачался, покачался, причем вниз-вверх, влево-вправо, а потом его подняли обратно на вершину притеса.

– Ух, как здорово! – восклицали мы. – Вот это экстрим! А забраться на вершину можно?

– Да, можно. Вон расщелина между скал, – показал Сергей. – Ее плохо видно из-за кустов. Но подъем очень крутой, почти отвесный, при помощи веревки. Я не советую вам подниматься, потому что скользко и круто.

Мы сели в свои катамараны и продолжили сплав. Эмоции зашкаливали не только от красоты природы, но и от того, что нам посчастливилось увидеть. Вскоре мы подошли к месту ночевки.

Баня и ночной морозец

На открытой большой поляне, окруженной лесом, кустарником, мы увидели палаточный городок. Красота! А на берегу из труб двух многогранных палаток шел дым. Для нас топили походную сухую баню. К вечеру погода уже комфортной не была, но желающие сходить в баню, а потом принять речное купание объявились. Инструктор объяснил парно-водным экстремалам, что для безопасности, поскольку речка почти у самого берега глубокая и течение бурное, зайдя в реку, надо обязательно держаться за веревку, которая уже лежала на мостике. С визгом и смехом первые парильщики пошли окунаться в воду. Стоящие на берегу путешественники их фотографировали. Кстати, противоположный берег был очень красив. Пестрая скала, ее уникальное строение завораживали нас. Было такое впечатление, что ее создала не природа, а соорудили могучие руки людей. Природная архитектоника…

Возле наших палаток горел костер. Наш руководитель Светлана Николаевна рассказала о завтрашнем плане. Поскольку мы не попали на сухие водопады, утром после завтрака нас на микроавтобусе отвезут на вершины Больших Притесов, возле которых мы делали остановку и видели экстремалов-скалолазов и балансировщиков, потом начнется сплав, а через несколько километров на «зеленой» стоянке, пока будет готовиться обед, мы пойдем на Сикияз-Тамакский пещерный комплекс...

Это завтра, а пока ужин, знакомство с другими командами из Первоуральска, Кыштыма, Екатеринбурга. В лагере нас оказалось около 50 человек. Мы были самые возрастные. Когда молодые ребята увидели нас, они были удивлены, поражены нашим возрастом и в шутку назвали нас «пенсионным фондом». Наступал глубокий вечер. Мы стали расходиться по палаткам. Палатки нам предоставили двух- трех- и четырехместные. В них были разложены коврики, спальные мешки. Походные удобства. Они полностью нас устраивали. Но в ту ночь температура воздуха упала до плюс шести градусов, и даже теплые одежды не спасли нас от холода, который поднял нас рано, в пять часов утра. Затрещали дрова в кострах (их было три, на одном из них готовился завтрак), палаточный городок ожил, загалдел, люди сновали, разминались, смеялись, шутили.

Легенда о конокраде

После завтрака нас повезли на вершины Больших Притесов – туда, где вчера экстремалы упражнялись в своих любимых занятиях. Любопытным показалось нам и то, что эти высоченные скалы наверху – не горы. От них простирается большая равнина, по которой мы ехали. Получается, что река течет в глубоком каньоне. С высоты притеса открывается потрясающей красоты вид на другие скалы, окрестности, на долину Ая. Мы увидели скалы выше и ниже по течению.

Сверху мы увидели первых сплавщиков, они казались крошечными. Сергей рассказал нам легенду о татарине Юлдаше, который крал лошадей и продавал их цыганам. Разгневанные хозяева коней устроили ему засаду, и когда он понял, что ему не уйти от возмездия, он вместе с конем сбросился со скалы. Раздосадованные мужики не пощадили его повозку и вместе с награбленным добром опрокинули туда, куда только что спрыгнул ее хозяин. В той телеге был самовар. Его Юлдаш всюду возил с собой. Самовар вылетел и зацепился в расщелине. Висел он долго, в его трубе завывал ветер, вызывая у людей суеверный страх. Потом он сорвался и утонул в реке…

Поход продолжается. Живописные виды притесов, леса, изгибы реки – все завораживает. Каждый, кто вглядывается в скалы, фантазируя, находит в них или замысловатые изображения, или затейливые природные рисунки, или головы, части тела причудливых животных, или еще что-то необъяснимо волшебное. Только и слышно с катамаранов восклицания: «Смотрите, вон голова совы с огромными глазами! А вон какое-то чудище!». Словом, удивительно интересные и красивые места. И я про себя пою: «Не нужен мне берег турецкий, чужая земля не нужна!»…

Музей под открытым небом

…Вдалеке на одном из берегов реки скопилось несколько катамаранов. Это из нашего лагеря. Мы причаливаем к ним. Нам объявляют: «Сейчас вы пойдете в пещеры. Пока будете ходить, сварится обед». Дружно мы натаскали дров и отправились в пещеры. Повел нас все тот же наш инструктор Сергей. Идем в гору по лесной тропе. Группа растянулась. Идти тяжеловато. В некоторых местах подъем очень крутой, к тому же переплетенные корни деревьев усложняют движение. Пыхтим, но двигаемся вперед. И вот первая пещера. Сергей рассказывает о ней и других, в которые мы сегодня обязательно попадем. Он сообщает нам любопытные факты: «В пещерах Сикияз-Тамакского комплекса археологами обнаружены материалы исторических эпох, начиная от палеолита и заканчивая железным веком, средневековьем – практически это свидетельства всех эпох развития человеческой цивилизации. Здесь они встретили хорошо сохранившиеся изделия из дерева, нашли бронзовые и серебряные артефакты. Каждый раз я нахожу кости каких-то животных. Вот и сегодня я нашел косточку, но кого, не знаю», – и показал нам эту удивительную любопытную вещицу, похожую на отломленный сустав, в верхней части которого четко просматривается как бы лицо инопланетянина (именно такой формы лицо показывают по телевизору) – с узкими широко расставленными глазами на треугольном овале, с широким сплюснутым носом.

Сергей по моей просьбе отдал эту находку мне.

– Помимо исторической значимости, – продолжает свой рассказ Сергей, – территория комплекса является своеобразным природным памятником, где живут редкие виды животных, птиц, причем они имеют высокую численность и ведут соответствующий образ жизни, – и предлагает идти в следующую пещеру.

Идем узкой горной небезопасной тропой. С левой стороны – высокая скальная стена, с правой – обрыв, поросший деревьями, кустарниками. Конечно, не без страха. Неожиданно вышли на вторую пещеру. Исследовали и ее. Она большая, имеет как бы еще один вход, наполовину заваленный огромным камнем. Фотографируемся так, словно выползаем из этого выхода. Рядом выступ скалы. Карабкаемся и на него. Смеемся, радуемся, подкалываем друг друга. Но это еще не все пещеры, куда лежит наш путь. Опять идем по трудной тропе: то поднимаемся, то спускаемся.

В склоне горы увидели пещеру с необычным фасадом. Над входом примерно на высоте трех метров имеется еще одно отверстие. Сквозь него видно небо, облака.

Сергей говорит, что Сикияз-Тамакский пещерный комлекс – явление редкое: ему нет аналогов в мировой практике. Здесь природа создала естественный музей, в котором переплелись необыкновенный ландшафт, уникальная флора и фауна, есть даже следы пребывания древних людей. В комплекс входит более 100 пещер, но в нашем районе, где мы ходим, их около десяти. Однако посетить все пещеры мы не сможем, но одну еще посмотрим.

Шли очень трудно. Мало того, что тропа крутая, она была еще и скользкой от сухой почвы, покрытой прошлогодней листвой, сосновыми иголками. Пещера оказалось большой, вместительной, сфотографировались на память и только собрались спускаться, как увидели, что по очень крутому склону поднимается новая группа путешественников. Молодые здоровые ребята поднимались тяжело.

– Надо бросать курить, – запыхавшись, сказал один другому.

– Надо бросать пить пиво, – ответил также запыхавшийся другой парень.

А когда они, поднявшись, увидели нас, улыбаясь, спросили:

– О-о, «пенсионный фонд», а вы как сюда забрались?

– Да легко, – кто-то пошутил из наших.

Спуск был очень трудный, крутой, порой просто отвесный. Цеплялись за деревья, которые росли на пути, кочки, корни. Некоторым, в том числе и мне, очень помогли Матвей – 15-летний сын нашей путешественницы Луизы Петровны Полозок, инструктор Сергей, Мария Владимировна Королева, Любовь Ивановна Авдеева и другие. Надо сказать, что члены клуба в походах внимательны друг к другу. Мне кажется, мы в них живем одной семьей, по-родственному. Это здорово!..

Вскоре мы поняли, что приближаемся к бивуаку. Запах сваренного обеда распространяется далеко. Да и мы уже проголодались. Борщ был просто сказочный, очень вкусный.

И напоследок – салют-фонтан

Чай пить не стали, надо было отправляться в путь. Предстояло пройти по реке еще несколько километров, а время уже послеобеденное, мы должны были побывать еще на одном интересном объекте, да и домой возвращаться – не ближний путь. Но то, что мы увидели, просто потрясло от необычности. Из-под земли бил красивый фонтан. Это уникальное явление – дело рук человека и природы. Он появился в 60-е годы прошлого столетия, когда в районе реки геологи в поисках бокситовых руд пробурили скважину. А в ней оказалась артезианская вода. Скважину забросили, а из нее стал бить фонтан. И фонтанирует до сих пор, радуя, удивляя путешественников, сплавляющихся по живописнейшей реке Ай. Причем фонтанирует круглогодично. Говорят, зимой зрелище необыкновенное, потому что лед образует причудливые скульптуры…

Восторженные от таких чудес природы, мы незаметно подошли к конечной стоянке. Организаторы нашего сплава начали хлопотать с ужином. Вскоре он был готов. Многими любимые макароны с мясом на природе уплетались за милую душу. Подошел к концу наш экстремальный сплав по одной из самых красивых и живописных рек Челябинской области, а точнее южных Уральских гор. В нашей копилке это была пятая река.

Однако в плане уже шестая – река Белая, но по ней поход длится три дня с двумя ночевками. Я думаю, мы непременно на будущий год покорим и реку Белую.

Тамара Бажукова, фото Светланы Груздевой и Сергея Калюты

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.