Этот материал о строительстве храма на берегу озера Балтым в поселке Санаторный, третий за последние полтора года. Почему такое внимание к данному событию, где аборигенов местных осталось несколько сотен. Где избушки и бараки, «выжившие» со времен войны, склонили трубы свои печные в знак покорности коттеджам и дворцам, вознесшимся здесь за последнее десятилетие. Чем вызвано подобное любопытство нашей газеты? Не только тем, что едва ли не фантастические мечты одного человека пробудили в сердцах старожилов почти мифическую веру в собственный храм на берегу. Может быть, кто-то из них сокрушался, что не скоро еще звон колоколов будет плыть над поселком. Что не близок день первой службы под сводами церкви. Хотелось жить, и надежда придавала силы.
Фантастика стала реальностью через несколько месяцев после закладки памятной доски в основание храма Святой великомученицы Ирины («Час Пик» от 11 июня 2014 года). В январе следующего года, сразу после новогодних и рождественских каникул, отец Петр (назначенный настоятелем храма), чье обаяние вмиг завоевало расположение паствы, освятил молитвенный дом. Пока на колесах в виде отреставрированного строительного вагончика с небольшим куполом на крыше. Очень хотелось порадовать сельчан к Рождеству Христову. Ему и меценату Евгению Крохалеву. Не поспели. Батюшка провел молебен первый на Крещение Господня и совершил чин великого освящения воды («Час Пик» от 4 февраля 2015 года).
Впервые местным верующим не пришлось ехать в Верхнюю Пышму за святой водой. Пять сорокалитровых бочонков вычерпали до дна и раздали в считанные минуты. Евгений Анатольевич Крохалев помогал наливать святую воду в емкости прихожан. Лицо главного и единственного пока спонсора, на собственные средства строящего храм, при этом светилось миром и счастьем. Жена его Ирина стояла рядом. Такая же счастливая и умиротворенная.
Совпадение имен случайное. Когда Евгений Крохалев обратился за помощью к архиепископу Викентию и рассказал о своей мечте, по церковному календарю как раз отмечался день Святой мученицы Ирины. Наверное, в этот миг Евгений Анатольевич окончательно поверил в осуществление своих юношеских грез. Однако прошло еще пять лет, прежде чем был вынут первый ковш земли под церковь в поселке Санаторном.
Архиепископ Викентий не только благословил молодого бизнесмена на доброе дело, но и сам принял живое участие в преодолении чиновничьей бумажной волокиты, связанной с разрешительной документацией.
Автор встретился с Евгением Крохалевым в ту пору, когда поселок Санаторный не заливали еще бесконечные дожди. Когда солнце не закрывали поминутно рваные облака и дырявые тучи. Когда стояли в очередь двенадцатиметровые тягачи с фундаментными блоками и плитами перекрытия. Когда проворные монтажники цепляли груз чалками автокрана, складывая на подготовленные площадки. Работа шла в двух новых котлованах. Сам храм с перекрытым цокольным этажом, возвышался над землей, готовый подставить «бетонную грудь» под кирпичные стены, и будто подрагивал от горести, что стройка идет рядом.
Евгений Анатольевич Крохалев с помощью нивелира давал отметку для заливного ленточного фундамента под будущую ограду вокруг церкви. Казался таким же строителем, как и его рабочие. Привык, очевидно, в каждую техническую мелочь своего детища вникать. Впрочем, храм для него «свой», пока строится. Земельный участок, все коммуникации с первых дней «хождения по мукам» оформлялись на Екатеринбургскую епархию. Наши чиновники в альтруизм состоятельных людей с трудом верят. Поэтому зорко следят, чтобы меценаты такого рода не «настригли» в будущем дивидендов, используя какую-либо оплошность с их стороны в подготовке исходных документов.
– Евгений Анатольевич, мы встречались в мае прошлого года и январе нынешнего. На календаре сегодня начало августа. Вижу два новых котлована с готовым фундаментом под перекрытие. По-моему, в нашем разговоре зимой о них речь не шла. Вы готовились забетонировать полы в цокольном этаже. Настелить доски. Оштукатурить стены. Провести электричество. Задействовать нагревательный котел, а при необходимости и тепловую пушку. Отец Петр с энтузиазмом поддерживал эту идею. Мол, светло, тепло и помещение – не чета вагончику. Пусть отремонтированному, уютному и освященному. Но крохотный церковно-притчевый домик на колесах проигрывает все-таки подвальному, зато просторному помещению.
– В нашем проекте было предусмотрено строительство гаража и церковно-притчевого дома для служб и обрядов. Причем в этом еще году до заморозков собирались выполнить нулевой цикл с возведением фундамента из блоков. Как видите, на объектах заканчиваем перекрытие. От первоначального плана по благоустройству цокольного этажа в храме отказались по двум причинам: во-первых, прихожан пока не много. Почти все помещаются в вагончике. Бывает, правда, и рядом стоят. Батюшка читает молебен достаточно громко, чтобы его слышно было тем, кому не хватило места под крышей.
Во-вторых, закладывать одновременно два новых объекта и вести чистовую отделку подвального этажа церкви, значит распылять силы и ресурсы. При некоторых форс-мажорных ситуациях это могло помешать и одному, и другому строительному циклу. В этих обстоятельствах приняли решение переключиться на возведение двух новых капитальных сооружений. Прихожане нас поняли. Как говорится, в тесноте, но не в обиде.
– Может быть, ограда сейчас не самая главная деталь на стройке?
– Вообще-то любой строящийся объект начинается, как правило, с ограждения площадки. Это условие, а не «деталь». И не только из соображения техники безопасности. Даже временный забор из досок, остановит чьи-то недобрые намерения. Тем более что стены у нас будут из блоков и кирпичей. Возведение ограды идет параллельно с основным строительством. Подвозят материалы – переключаемся на главное направление.
– Я понимаю вас. Вспоминается случай из моей далекой молодости. Еще при советской власти. Строили во время отпусков (тогда это называлось «халтурой») контору какую-то из силикатного кирпича в одном совхозе. А потом до ноября почти ездили на выходные. Все равно не успели. Вокруг остались навалом горы кирпичей. Самосвалы привозили их еще теплыми от шефов с завода неподалеку. Следующим летом вернулись достраивать. Убедились, что социализм процветает: в каждом третьем или четвертом доме белели пристройки из силикатного кирпича. Директор совхоза разрешил местным жителям брать обломки для своих подворий. Лом нам остался. А целые кирпичи мужики по дворам растащили. Это к слову. Есть ли результаты от вложений, кроме очевидных на данный момент?
– Погода нынче в полную силу не дает развернуться. Погожие дни используем, что называется, от рассвета до заката. Котлован под фундамент при дожде не выкопаешь. Плюс дорогу щебнем замостить требовалось. Справились и с этой задачей. Добились также разрешения и провели электрокабель, рассчитанный под нагрузку как бы уже действующего храма, включая церковно-притчевый дом, гараж с котельной, внешнее освещение и ряд иных подсобных помещений. Работаем по счетчику, согласно выделенным лимитам и условиям договора.
Между гаражом и храмом закопали две емкости под канализацию. Пробурили скважину. Проводим в соответствующие места водоотводные каналы. В этом году забор останется из горбыля. Но в планах у меня сделать кованые решетки в стиле барокко. Мне вообще нравятся завитушки разные в свободных формах без геометрических притязаний. Они кажутся теплыми и как будто живыми. Хочется к ним прикоснуться. Храм при такой ограде, на мой взгляд, только выиграет.
Если обозначить стратегическую цель на текущий период – она прозрачна и мутновата одновременно. Мы ставим цель, а погода ее заштриховывает. Просим Бога послать нам две-три недели солнечных деньков, чтобы «вытянуть» под крышу стены церковно-притчевого дома и успеть перекрыться до холодов. (Как ни печально сознавать, Господь не услышал обращенной к нему мольбы. На следующий день после нашего разговора пошел дождь и льет уже с небольшими перерывами месяц почти. Остается принимать дождь за слезы Бога и утешаться, что так он извиняется за бессилие над властью мрачных туч.)
– Вы по-прежнему один финансируете строительство храма?
– Пока один. Надеюсь, в ближней перспективе обрести поддержку в лице УГМК. И не только. Ко мне обратился местный житель из числа небедных людей. Предложил финансовую помощь, и указать счет, куда можно перевести деньги. К сожалению, на том этапе сделать это было невозможно. Потому что у нас не было еще собственного счета и официальной бухгалтерии. Эта же причина стала отказом батюшке в УГМК, куда Отец Петр по личной инициативе ездил искать милосердия.
– Я в замешательстве. Правильно ли понял, что у вас нет или не было до сегодняшнего дня собственного счета в банке. По сравнению с тем, какие вершины вам удалось покорить в пятилетней борьбе с бюрократической системой российского капитализма, эта «причина» выглядит ухмылкой над здравым смыслом.
– Для непосвященных так и выглядит. Все дело в приходе. В официальном его статусе. Чтобы иметь таковой, надо получить разрешение от епархии на так называемый антиминс, который дает право на богослужение вне храма. Этот знак служит официальным признанием со стороны Российской Православной Церкви того или иного храма и его прихода с утвержденным настоятелем, что способствует открытию благотворительного счета и возможности совершать подотчетные финансовые операции. Именно такое разрешение отец Петр на днях поедет получать. Владыка Кирилл подписал все необходимые документы. То есть храм Святой великомученицы Ирины в поселке Санаторном официально вошел в реестр действующих в Свердловской области церквей как юридическое лицо.
Батюшка сейчас два раза в неделю по субботам и воскресениям служит молебны. В субботу – всенощные бдения. В воскресенье – божественную литургию. Сегодня среда. Приходите в субботу к 17 часам. Все увидите и услышите.
– Непременно. Еще пара вопросов. Когда закладывали памятную доску в основание храма, Крым не был еще российской территорией. Не шла война на юго-востоке Украины, не было санкций против России. Отозвались ли нынешние реалии на вашем бизнесе?
– Трудности, как и все предприниматели, конечно, почувствовал. Но они не повлияли ощутимо на строительство церкви. Однако от благотворительной помощи не отказываюсь. У нас ведь было сказано, что храм возводится на пожертвования местных жителей. Сегодня бы добавил: и на средства людей с добрым сердцем.
Вместо постскриптума
По объективным причинам смог присутствовать на заключительной стадии вечерней субботней службе отца Петра спустя две недели после беседы с Евгением Крохалевым. День был пасмурным, но без дождя. В вагончике слушали батюшку пять или шесть человек. Столько же, по словам одной из самых верных прихожан Людмилы Ивановны Ершовой, разошлись к этому времени по домам. Трудно пожилым людям стоять в течение двух с лишним часов. Пара стульев проблему не снимают. На молебен постоянно приходят те, кто в былые времена регулярно ездили в церковь Успения Пресвятой Богородицы в Верхнюю Пышму.
Прихожане ждут не дождутся, когда примет паству новый церковно-притчевый дом. Призывают Господа нашего Иисуса Христа дать силы им дождаться новоселья. Узнал, что вместе с батюшкой служит регентом его дочь Анна. Что можно заказать отцу Петру молитву за здравие или за упокой. Купить здесь же свечи, иконки. Что в грядущем молитвенном доме предусмотрена трапезная, которая, по общему мнению, добавит количество прихожан. Что однажды увидят золотые купола на храме Святой великомученицы Ирины. Что услышат колокола родного храма. Что смогут крестить здесь внуков и правнуков. Оплакивать вознесшиеся в небеса души. Отмечать вместе религиозные праздники. Угощать друг друга блинами на Масленицу.
Теперь читатель знает, почему газета не жалеет страниц для этих людей.
Дай Бог здоровья им и терпения!
Георгий ЕГОРОВ
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.