Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Наша история: О медной руде и Медном руднике27/11/2020

Что такое медь, жителям нашего города известно не понаслышке. Для определенной части горожан она является профессией, другие же знают, что они проживают в Медной столице Урала (Верхней Пышме).

Наш город, как один из немногих уральских городов одет в «Медное платье Урала» (краеведческая книга из серии «Города Урала»). Медь окружает нас всюду. Посетителей городского музея приветствует забавное существо Медяшка, наш язык украшают пословицы, поговорки и фразеологизмы, связанные со словом медь. Медь прочно вошла сегодня не только в сферу тяжелой и легкой промышленности, но и в нашу историю, политику, литературу.

Так что же это за медь и откуда она взялась?

Лучше всего начать с происхождения слова «медь». На сегодня мы не имеем в этом вопросе единого мнения. Латинское название меди сuprum произошло от названия острова Кипр, где существовали древние рудники. Человечество знакомо с медью не менее девяти тысячелетий. Она была обнаружена на территории Малой Азии и современной Турции в VIII-XII тысячелетии до новой эры. В поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея» изделия из меди стоят в одном ряду с ювелирными материалами из золота и серебра. Упоминаются, к примеру, «медные латы», «медные копья», многочисленные кувшины, чаши и сосуды.

Существует красивая легенда о том, что этот металл люди получили от Афродиты, богини любви и плодородия. Афродита, выйдя на морской берег, на острове Кипр взяла его сразу под свое покровительство. Именно она указала жителям имеющиеся здесь залежи металла.

Медный век, медно-каменный век – это целая эпоха развития, в которую произошел переход человечества от неолита к бронзовому веку. Люди уже не могли обойтись без применения изделий из меди и ее сплавов.

В истории нашего государства известен так называемый «медный бунт», в котором принял участие простой народ в поисках правды. В 1662 году была проведена денежная реформа. Если изначально один медный рубль был равен одному серебряному, то к названному году один серебряный рубль стоил уже десять медных. Активные граждане выступили против подобной реформы, к тому же подделать медный рубль оказалось гораздо проще.

Кто первым открыл нашу медь

Этот вопрос не занимал краеведение до поры и времени. Время же настало в 1973 году, когда практиковалось проведение апрельских ленинских коммунистических субботников, внимание зрителей привлекали телевизионные конкурсы «А ну-ка, девушки», весь же советский народ «был не на параде, а к коммунизму на пути».

Первым увековечивать память своего исторического прошлого решил Свердловск (ныне Екатеринбург). Здесь открылся исторический сквер памяти первым строителям Екатеринбурга. Не отстали от веяния времени жители соседнего с нами Березовского, назвав свой город «городом русского золота» и поставив памятник первооткрывателю золота Ерофею Маркову.

«А мы чем хуже?», – занялись вопросом наши земляки. Тут-то и встал вопрос, кто же открыл первым нашу медь. Ответ искали долго, но не нашли. Без первооткрывателя все же не обошлось, подвернулся некий Егор Чечеткин, который, якобы, проживал в деревне Пышме, тогда еще относившейся к Верхней Пышме. Однако фамилия Чечеткин была сильно распространена в этом поселении, поиск конкретного Егора ничего не дал. Не дали конкретных документов и изыскания березовского краеведа А.Мякишева, который писал о прошлом Верхней Пышмы.

Однако имя Егора Чечеткина все же высекли на мемориальном камне при въезде в город (поворот на автобазу № 10). В действительности родиной нашего героя оказалась не бывшая деревня Пышма, а деревня Верхняя Пышма, сегодня Старопышминск, относящийся к Березовскому. Название деревни Верхняя Пышма вызывает сомнения и не доказано. Но по уверениям краеведа В.Г.Непомнящего (Сборник «Наш край верхнепышминский»), Егор Чечеткин открыл-таки «небольшое проявление золотистой меди» в двух верстах от своего дома. Искал-то тогда он вовсе не медь, а золото, но находку от властей скрыл в целях собственного обогащения. Попался на продаже золотистой меди и золота с частных приисков ювелирам из Екатеринбурга. В 1852 году он был приговорен к восьми годам каторжных работ. На этом сведения про Егора Чечеткина заканчиваются, его след затерялся в путаной истории. Кстати сказать, рано ушедший из жизни автор исторических повестей, наш земляк Евгений Кузнецов планировал сделать Егора Чечеткина героем своего нового произведения.

Вторым претендентом на первооткрывательство является екатеринбургский купец Марк Сапожников, о чем сообщила «Областная газета» от 22 февраля 2014 года в заметке Александра Шорина. Марк Сапожников описал, якобы, нужное нам месторождение еще в 1753 году. Вновь же открыли его лишь рабочие на Пышминско-Ключевском прииске в 1854 году. Они выбрали верховые золотые россыпи и стали копать глубже, тогда и наткнулись на медную жилу. Так крупнейшее месторождение меди на Среднем Урале пролежало в недрах земли 100 лет без всякой пользы для Верх-Исетского завода.

На самом деле Марк Сапожников, по мнению В.Г.Непомнящего, месторождения не открывал, но лицо это вовсе не выдуманное. В государственном архиве Свердловской области есть чертеж мест и урочищ, в которых купец Марк Сапожников нашел признаки наличия медной руды, таких точек с признаками медной руды на чертеже обозначено четыре. Три точки указаны вдоль реки Пышмы и одна точка вблизи деревни Мостовая. Кроме этих точек на чертеже никаких описаний месторождения и проявления меди не было. Автор заметки Александр Шорин, по всей вероятности, поспешил с выводом. И вообще пристало ли купцу, призванному заниматься торговлей, дело рудознатца, а самое главное, был ли он в этом деле достаточно осведомлен.

Заложение шахты на нашей территории произошло в Иванов день 7 июля 1854 года, что и стало началом образования Пышминско-Ключевского медного рудника. На место работ привезли переселенцев с Уткинского завода. Именно они и стали, по мнению краеведа Вячеслава Григорьевича Непомнящего, первооткрывателями. Они строили рудник и поселок при нем на пустом месте, занятом густым лесом в трех верстах от деревни Пышма, четырех от станции Владимирской (ныне село Балтым) и двенадцати от Верх-Исетского завода, в подчинении которого находился рудник.

Всю добытую руду на лошадях доставляли на Верх-Исетский завод.

Только в 1867 году плавильное производство меди было сосредоточено на Пышминско-Ключевском медном руднике, где был построен медеплавильный завод. Начало большому делу было положено.

Образ первооткрывателя вышел собирательный: медь открыли простые рудокопы, которые копали глубже. Заложенный в память об этом событии камень был скромно открыт. Никто не произносил шумных речей, не разрезал красных ленточек. Памятник спрятался возле шумной трассы в березках. Лично я в местной газете «Красное знамя» не нашла заметки об его открытии. По истечении времени, он был перенесен на территорию городского музея, увековечив собой неточную запись.

Наш герб

Он появился в 2002 году и делает попытку восхождения нашей местности в тысячелетия. Главной фигурой герба является мифическое создание – грифон. В пояснительной записке для конкурсной комиссии по утверждению герба муниципального образования рассказана его история. Впервые грифон упоминается греческим писателем и путешественником VI века до н.э. Аристеем. Ученым удалось даже установить, что Аристей дошел до мест, занимаемых нынче Екатеринбургом, Верхней Пышмой и Среднеуральском. Это была страна гиперборейцев.

Аристей узнал от местных жителей исседонов о нахождении на севере золотых рудников. На страже золота там, якобы, и стоят грифоны, отличающиеся дикой свирепостью и необычным видом. Эти существа похожи на львов, но имеют клюв и крылья орла.

Грифон нашего герба располагается на синем фоне, а синий цвет это знак достоинства и мирного труда жителей города. Золотая гора под его ногами – богатства уральских недр. Грифон сторожит сокровища. Окраска его глаз, клюва и вся фигура говорят о силе духа, активности и готовности отстаивать свои интересы.

Наш грифон держит зеркало Венеры, то есть знак меди. Венера в римской мифологии богиня красоты и плодородия соответствует древнегреческой Афродите, о которой сказано выше.

Медь в литературе и искусстве

Сразу на память приходит очаровательная легенда, рожденная уральской землей, о Хозяйке Медной горы. Мифический образ Хозяйки, которая не любит алчных и злых, зато уважает трудолюбивых и настойчивых людей.

Она величественна, строга, имеет богатства, которые не счесть. Однако любит являться людям прекрасной зеленоглазой женщиной с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди. Может обернуться и «поганью» с телом ящерицы, а головой человека. «Нечистая», сверхъестественная сущность ее поведения часто помогает в покровительстве рудокопам. Хозяйка Медной горы имеет право распоряжаться земельными богатствами. Медной горой в сказах П.Бажова назван Гумешевский медный рудник вблизи Полевского.

О славных делах этой покровительницы богатств повествуют сказы П.Бажова, сняты фильмы и поставлены спектакли.

А кто не знает поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»? Скульптор Этьен Фальконе работал двенадцать лет над созданием одноименного памятника, украшающего центр Петербурга. Назвали памятник, благодаря поэме А.С.Пушкина, хотя он и не медный, а бронзовый.

Кто не помнит чудесных сказок Роу, среди которых опять же упоминается и медь. О человеке, который много испытал говорят: «Прошел огонь, воду и медные трубы». Этот фразеологизм древний и интернациональный. Он имеет мифологическое осмысление очищающих и испытывающих стихий. Но причем здесь все-таки медные трубы? Откуда они взялись? Считали, что это испытание славой героев Отечественной войны 1812 года.

Ответ оказался на много проще. В.Даль считает, что это всего лишь шутливое переосмысление, характерное для русского, белорусского и украинского языков. Огонь воду и медные трубы в жизни этих народов проходил самогон. Смесь воды и солода кипела в огне, пары же выходили через медную трубу (змеевик) и охлаждалась водой.

Пословицы и поговорки про медь

Их немало, они обогащают наш язык, делая его более ярким и образным. Они известны не только в русском языке, но и в языке других народов:

Медь цвета золота, но не золото.

Медь дороже серебра: серебро – чертово ребро, а медь Богу служит, Царю честь воздает.

Хорошая медь не позеленеет. (калмыцкая).

Сколько не золоти медь – остается медью. (монгольская).

Часто слово «медь» цитируют:

«Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность – богатством, а капли огня – жемчугом». (испанский писатель Мигель де Сервантес).

Можно в языке встретить оборот «медный лоб», что характеризует тупого и бессмысленно упрямого человека. Кроме того: «Учиться на медные деньги» – значит не получить достаточного образования по бедности. Скудные средства позволяли учиться в самом простеньком заведении.

В обыденной жизни популярны выражения: сиять как медный таз, накрыться медным тазом и т.д. Подобный список можно продолжать и дальше, если смотреть на привычное явление с иной стороны.

Александра Килина

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать