Уральское лето коротко. Быстро наступил с умеренно теплыми днями и прохладными ночами август. 2 августа по народному календарю Ильин день, день, когда «до обеда лето, а после осень». В этом месяце отмечается три праздника Спаса в честь Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, которые напоминают человеку о необходимости веры в Него и в Его милости.
В Спасах тесно переплетаются народные и христианские традиции. Слово «Спас» происходит от сокращенного слова спаситель. В народе с любовью говорили о наступившей поре: « У Спаса по чуть-чуть взапас и дождь, и ведро, и холодная роса».
Для начала нужно обратиться к истории происхождения названия месяца «август». Мудрый древнерусский календарь именовал ранее этот месяц другими красивыми словами. В старые времена это были жнивень и серпень.
Приходила пора жатвы хлебов, а также уборки урожая овощей и фруктов. Все лето природа набирала силу и готовилась щедро одарить человека за вложенный в нее труд. Отсюда идут пословицы: «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь», «На зимний стол август готовит разносол».
Менее распространенные названия августа, но дошедшие до нас, «зарев» и «лёнораст». Заревом август называли за ясные холодные зори, а лёнорастом он стал за то, что выращенный лён расстилали на лугах в росе. Однако закрепилось за месяцем его теперешнее название, пришедшее из Византии и данное ему в честь императора Августа.
Первый Спас празднуется 14 августа, по-народному календарю это Медовый Спас или «на воде». Медовый Спас – один из древнейших праздников, который связан с началом сбора меда на пасеках. Мед в первый день сбора дает больше сил, он целебный, к тому же еще и освященный в церкви в благодарность Богу. Медом в тот день угощали всех желающих, в первую очередь бедных. Мед ели с хлебом, пекли пряники на меду, блины с маком и медом. «На воде» этот праздник называли потому, что в тот день освящали воду водоемов, купали в ней скот.
Второй Спас отмечали 19 августа. Это Яблочный Спас или Спас «на горе». Речь о нем поведем отдельно как о наиболее распространенном празднике.
Третий Спас, наступавший 29 августа, называли Ореховый или «на полотне». В Ореховый Спас проходил сбор орехов и их освящение. Также в тот день «на полотне» ходили освящать натуральные ткани, изготовленные своими руками, чтобы после шить из них одежды. Пекли хлеб из пшеницы нового урожая, готовили хлебный квас.
Итак, Второй Спас в день Преображения Господня называют Яблочный Спасом. Это народное название праздника. К нему приурочено множество обрядов. Он означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды кроме огурцов в пищу не употребляли. Только 19 августа разные плоды освещали в церкви, после чего принимали в пищу. Существуют и другие названия праздника Преображение, Осенины, Праздник первых плодов.
История праздника говорит о возникновении его в Палестине с 1У века, когда императрица Елена на горе Фавор построила Храм Преображения.
А вот Яблочный Спас на Руси считался самым отмечаемым праздником. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца, когда оно касалось горизонта, начинались песнопения. Таким образом, провожая солнце, провожали лето.
Яблоня была почитаема и любима во все времена. По данным археологов, уже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме знали 23 сорта яблок. Римские солдаты привезли их в Европу, родиной же яблони считается Центральная Азия.
В наши дни существует множество различных сортов яблони, растущих в разных климатических условиях. Особенно широко распространены яблони домашние.
В славянской мифологии яблоко является символом плодородия, здоровья, любви и красоты. Этот плод играл большую роль в свадебных обрядах. Воспет плод яблони в фольклоре и литературе, в музыке и песнях, не забыт он и кинематографистами.
Райские плоды напоминают людям, с одной стороны, пагубное райское блаженство, а с другой стороны, утешают их обещанием и предстоящим в будущем обновлении.
Преображение Господне -
Это и Яблочный Спас.
Пусть будут счастье и радость
В сердце и в доме у вас
Будет здоровья побольше,
Будет достаток в семье,
Будут закрыты дороги
К вашему дому беде.
Преображенские яблоки становились волшебными, откусив кусочек, можно было загадать желание, которое непременно сбудется. С этого дня в садах наступала горячая пора. Яблоки собирали и заготовляли впрок. Рецептов для этого было много, хранились они со старинных времен. Яблоки сушили, замачивали, готовили с разными блюдами. Их запекали в печках, делали пироги, варили повидло и варенья.
Так до нашего времени дошел рецепт яблок «Медовых». Он очень прост: на 0,5 кг яблок берется 1 стакан воды и 1-2 ложки меда. Яблоки помыть, почистить, нарезать, положить в банку. В миску влить воду, добавить мед, жидкость поставить на огонь и подождать пока мед не растопится. Раствор не надо кипятить, а сразу же залить им яблоки полностью и закрутить крышкой. В результате вы получаете приятный аромат и загадочный вкус. Плоды яблони хороши как в свежем виде, так и после кулинарной обработки, не стоит забывать и о напитках, изготовляемых из них.
Спасовские яблоки давали нищим и больным. В этот же день начиналось массовое употребление гороха, также широко почитаемого в старину. Второе название праздника «Горохов день».
С Яблочным Спасом начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Набирала силу и заготовка лекарственных трав. Кроме того начинались массовые праздники и гулянья, ярмарки.
50 кг яблок в год – норма употребления для человека. Кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, разные витамины, каротин. Яблоки легко усваиваются. «Яблоко в день – доктор не понадобится», - говорят англичане.
После Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Начиналась своеобразная встреча осени. В народе говорили: «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас».
Познать все очарование прежнего христианского праздника Яблочного Спаса можно, прочитав «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелева. Это литературное произведение воссоздает круг бытия «святой Руси» в соответствии с церковным календарем, а также знакомит с повседневной жизнью богатого купеческого дома.
Шмелев Иван Сергеевич родился в Москве в 1873 году, умер в 1950 году в Париже, русский писатель и публицист. Жил в Замоскворечье в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальным укладом жизни и богомольностью. Рос под влиянием двора «…во дворе я видел народ. Я здесь привык к нему». Песни, шутки, прибаутки разнообразный и богатый язык простых людей были хорошо знакомы мальчику с детства.
После окончания юридического факультета Московского университета совершил поездку в Валаамский монастырь. В результате чего увидела свет его первая книга. По профессии И.С.Шмелев работал мало, ушел в литературное творчество. Славу ему принес роман «Человек из ресторана», где автор выступил как продолжатель традиций русской классической литературы, герои которой «бедные люди».
Революцию И.С.Шмелев не принял и по приглашению И. Бунина в 1922 году выехал сначала в Берлин, а после в Париж. На чужбине в «Лето Господне» автор вложил всю свою любовь к родине, ее вере и традициям. С тоской вспоминает он купеческую Москву, собственный дом и сад, находя для этого самые теплые слова.
«В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет – золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони – глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок».
Иван Сергеевич Шмелев рассказывает нам, как люди его дома в Спас начинали встряхивать яблони. Он упоминает о том, что для начала применялся ими легкий тряс. «От него падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов и пронзительно едкий от крапивы мешается со сладким духом, необычно тонким, как где-то пролитые духи, - от яблок».
«Зажмуришься и вдыхаешь – такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость – со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках…»
«И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, зажмешь в ладони, зажмуришься – и в сладковатом и сочном духе вспомнится маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший… с березками и рябиной, с яблоньками, с кустами малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад…»
Собранные в садах плоды несли в церковь для окропления. По детским представлениям писателя это выглядело так: «Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные яблоки на нем горою. Кругом на полу корзинки и узелки. Все суетятся – весело, совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные». По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки, груши и виноград – зеленое, золотое, голубое; отливает».
Священники освящают воду. «Потом старший читает над яблоками молитву о плодах и винограде – необыкновенную, веселую молитву и начинает окроплять яблоки. Так встряхивают кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут и там».
Только после этого верующие начинают пробовать яблоки нового урожая. В церкви стоит хруст и необыкновенное веселье, на полу остаются надавленные огрызки и «сердечки». Приятны кропленые яблочки!
А вы уже успели попробовать яблоки нового урожая?»
Александра Килина
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.