Группа жителей Верхней Пышмы приняла участие в съемках фильма «Война Анны» от известного российского режиссера – также нашего земляка Алексея Федорченко. На днях киноленту признали лучшим фильмом 2018 года.
Фильм также победил в категориях «Лучшая женская роль» – ее получила 9-летняя Марта Козлова, и «Лучшая работа оператора» (Алишер Хамидходжаев).
Краткий сюжет фильма таков: 1941 год, Полтавщина, немецкая оккупация. Семья главной героини погибает во время массового расстрела. Из-под груды тел, сваленных в общую кучу после расстрела, вылезает, будто второй раз рождается, маленькая девочка Анна. Ее отведут в военную комендатуру, которая обустроила штаб в здании школы. Высокие потолки, просторные лестничные пролеты сыграют в судьбе Анны решающую роль. В школе она затеряется среди суматохи и пространства и найдет себе приют в камине, пока деревню не освободят от нацистов. Невероятно, но Анне удается не только выжить, но и сохранить в себе человека. Ей помогают в этом воспоминания о родителях, доме, а также друг, который спасает ее от полного одиночества. Фильм снят без господдержки на средства создателей и средства, полученные в результате краудфандинга (сбор средств на специализированных площадках в интернете).
Часть съемок проходила в Екатеринбурге. Куда и были приглашены несколько наших земляков из Екатеринбурга, Кедрового и Верхней Пышмы: Артем и Андрей Ташкиновы, Яна Петросян, Леонид Бабкин, Александр и Гузалия Надфуллины. А воспоминаниями делится Елена Коновалова: «Съемки проходили три года назад зимой в Екатеринбурге в усадьбе Железнова. С утра нас переодели в Свердловской киностудии. Костюмеры выдали нам одежду, подходящую под время, описываемое в фильме. Мне вручили валенки, но они были настолько дряхлые, поеденные молью, что я осталась при своей обуви – в уггах. Пришлось только краской закрасить лейбл, чтобы бренд не светился. Самое сложное было надевать чулки на подтяжках – они тряпичные оказались… Фуфайки нам вручили не новые, но все чистые, стиранные – там у них работает своя прачечная. Ну и подобрали всем женщинам юбки, платья, выдали платки.
Всю сцену с нами снимали в усадьбе. Нас было в массовке человек десять. Основного сюжета мы не знали. Но кратко объяснили, что мы – это жители на оккупированной немцами Украине, которые должны периодически отмечаться в здании, где сидят фашисты. Роли, как и слов, у нас не было, только расписали наши действия.
Это, конечно, был интересный опыт. Мы с утра до четырех часов дня снимали одну сцену. Все организовано вполне комфортно: нас кормили едой из ресторана, помещение прогревали тепловыми пушками. В комнату, где проходили съемки, нас не приглашали, и что там снималось, мы не видели. Не смогла я посмотреть даже, как муж отыграл свою роль. Супруг Артем Ташкинов был в образе местного и по сюжету как будто подвергался допросу – его расспрашивали, где Анна. Фрагмент этой сцены вошел в международный трейлер.
Помню девочку Марту, она играла главную героиню Анну. Тогда еще маленькая такая была, худенькая, в гриме – в синяках. Она отыграет свою часть – и ее сразу укутывают в плед. Она из Москвы приехала, и им с мамой в Екатеринбурге снимали квартиру. Потом видела ее на фестивале по телевизору – такую большую уже!
Самого мэтра – Алексея Федорченко – сразу и не разглядела, вернее, и не поняла, кто он. Там было много режиссеров: кто по свету, кто по костюмам. Ну, сидит там большой дядька и сидит, в кресле. Добродушный такой, полненький, по типажу – как композитор Макс Фадеев.
Когда мы косячили, никто на нас не ругался. Только один раз оператор сделал мне замечание, когда я несла лопаты и улыбалась. Говорит, что должна жить, а не на камеру смотреть.
Мы, может быть, потом себя в фильме и не разглядим в той доле секунды, выделенной для нас. Но так интересно было участвовать в процессе. Сколько времени, ресурсов, денег было затрачено на данный элемент фильма вместе с нами. Это такой труд! И не факт, что все вошло в окончательную версию.
Кстати, их водитель – самый активный артист. Когда кого-то не хватает, команда режиссера постоянно привлекает его на съемки. Вот и в этот раз он играл, но уже немца.
На съемках нам говорили, что фильм выйдет на большой экран. Будем ждать!»
Айгуль САБИРОВА, фото из архива Елены Коноваловой
Справка. Алексей Федорченко родился 29 сентября 1966 года в г. Соль-Илецке Оренбургской области. С 1967 года живет в Свердловске (Екатеринбурге). В 1988-м окончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института (ныне УрФУ), в 2000-м – сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. К. Черных, Л. А. Кожиновой и Ю. И. Рогозина). В 1988–1990 годах – инженер-экономист НПО автоматики. В 1990–2005 годах – экономист, заместитель директора, продюсер, режиссер Свердловской киностудии, с 2005 года – продюсер и режиссер кинокомпании «29 февраля».
Награжден медалью «За заслуги перед космонавтикой».
Член Европейской киноакадемии.
Фильмография Алексея Федорченко:
Игровое кино
2004 – Первые на Луне
2006 – Шошо
2008 – Железная дорога
2010 – Овсянки
2012 – Хроноглаз – короткометражный игровой фильм в составе альманаха «Четвертое измерение» («The 4th Dimension»)
2012 – Небесные жены луговых мари
2014 – Ангелы революции
2017 – Куда ушло время?
2018 – Война Анны
2018 – Последняя милая Болгария
Телесериалы
2006 – Похищение воробья
Документальное кино
2002 – Давид
2003 – Дети белой могилы
2008 – Банный день
2009 – Ветер Шувгей
2012 – Австралия
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.