«Земля без устройства и на кладбище не годится» – говорится в пословице. Но, видимо, в селе Балтым другие условия и законы.
Нам позвонила сельчанка Людмила и рассказала о местном погосте – какие там особенности, правила и какие нарушения творят живые:
– Недавно посетила наше кладбище. И удивилась некоторым моментам: в дальнем правом углу от входа разграничен приличный участок с предупредительной лентой и с объявлением на бумаге А4, вложенным в прозрачный файл, видимо, чтобы защитить письмо от капризов погоды: «Бронь Администрации г. В. Пышма». Не могу сказать, как долго оно там находится, но сам факт такого объявления настораживает и удивляет.
А вообще на нашем кладбище нет никакого порядка. Начнем с ворот: левая часть сломана и отложена у забора. Из-за этого вход постоянно открыт.
Спасибо, что недавно установили мусорные контейнеры, а иначе весь мусор лежал горой и разлетался по всей территории. Забор с двух сторон требует ремонта. С одной стороны просто покосился, с другой развалился. Центральная дорога – это просто болото весной, летом и осенью: ноги вязнут в грязи. Хоть бы ее облагородили, посыпали щебенкой.
На территории кладбища несколько больших куч с мусором: с обрезанными ветками, вылинявшими искусственными цветами, бытовым мусором, кусками памятников… Все это не вывозится и не убирается годами.
Нет упорядоченной схемы захоронений – кто где хочет, там и хоронит: на тропинке, между могилами, не оставляя даже расстояния. Или, например, как в нашем случае – рядом с могилой родственника стоял стол со скамейкой, когда пришли в очередной раз – уже чья-то могила. Многие люди ставят оградки на свободные места или огораживают участки земли, как упомянутая выше администрация Верхней Пышмы.
Почему на нашем кладбище хоронят верхнепышминских? Как ни пройдешь, все незнакомые, чужие фамилии…
Конечно, балтымское кладбище – это вам не Пер-Лашез в Париже, где некоторые надгробия взяты под государственную охрану как памятники истории. Это и не Новодевичье, и не Ваганьковское в Москве, где почетно быть захороненным. Это простой сельский погост, где заканчивают свой жизненный путь люди. И почему там сегодня такой бардак, конечно, нужно спрашивать и требовать с живых людей, которые наняты управлять данным объектом. К тому же в Российской Федерации действуют санитарные правила устройства и содержания кладбищ. И их нужно придерживаться.
Для сравнения: на мусульманских кладбищах вопрос уборки территории решается просто: люди выходят на субботники: прибираются, силами администрации ремонтируется забор, если нужно, и для могил ведутся схемы. В Татарии в некоторых муниципалитетах отказались от искусственных цветов потому, что через некоторое время они становятся мусором, без них легче поддерживается порядок.
На вопрос, могут ли выйти люди на субботник, не дожидаясь уборки от руководства кладбища, Людмила ответила так: «Старики уже поумирали, молодежь вряд ли выйдет, а наше поколение молодых пенсионеров могло бы, если нас организуют».
Ну и, конечно, хотелось бы узнать ответ на вопрос – для кого администрация все-таки оставила бронь… на кладбище? Эти и другие вопросы будут переданы в муниципалитет.
Катя ШИЛОВА, фото автора
Мусор, мусор, мусор... Кто должен убрать завалы?
Где-то забор покосился, а где-то уже и упал
Предприимчивые люди загодя захватывают землю
Теперь для мусора есть бак, но содержимое редко вывозится
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.