Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Наша история. Храмы и приходы Верхотурского тракта09/07/2018

Старый Верхотурский тракт, проходящий по территории муниципального образования Верхняя Пышма, возник в первой половине XVIII века. В 1723 году впервые была измерена дорога от Екатеринбурга до Верхотурья и поставлены на ней верстовые столбы. Развитие территории началось в связи с необходимостью закрепления прочной связи между заводами Екатеринбурга, Невьянска, Режа. Интенсивное движение по новой дороге привело к возникновению притрактовых деревень, занимающихся обслуживанием проезжающих. Постоянно увеличивалось число жителей этих деревень за счет старательства, доставки дров в город, развития промыслов и прочих занятий. Жители состояли в основном из православных верующих. Они нуждались в наличии на их территории часовен и церквей, которые начинали действовать.

Для нашего краеведения имеет ценность издание 1902 года «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: «Историко-статистическое описание». Оно дает основные сведения по истории существования храмов и их приходов вдоль Верхотурско-Богословского тракта, а также составу местного населения и его занятиям. На довольно оживленном интересующем нас участке в связи с развитием территории в разные годы было построено четыре церкви.

В издании указаны Вознесенская церковь в деревне Пышме, церковь во имя Святой великомученицы Параскевы в Балтыме, церковь в честь перенесения мощей Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского в селе Мостовском, на Мостовском прииске в селе Первомайка прихожане были приписаны к храму во имя Святого Николая Чудотворца. Церковь Медного Рудника в этом издании не упоминается, она была освящена только в 1904 году, но забывать о ее существовании мы не можем. Свое повествование начнем с этого храма.

Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы

Начало XIX века ознаменовано на Урале открытием золотых россыпей и способов их обработки. Стали повсеместно возникать золотые прииски, старательство являлось одним из основных занятий населения. Пышминско-Ключевской золотой рудник был создан в 1824–1827 годах. На нем нашли работу жители окрестных деревень. Однако только открытие богатых медных руд при разработке прииска в 1854 году дало возможность зарождению поселения Пышминско-Ключевской медный рудник.

Итак, третьего апреля (21 марта по старому стилю) 1854 года управляющий Верх-Исетскими заводами подал в Уральское горное правление заявку об открытии Пышминско-Ключевского месторождения. В том же году в Иванов день была заложена, а в 1856 году введена в эксплуатацию первая шахта – Иоанно-Богословская, или Ивановская. По тем временам она была огромных размеров, ее прозвали Царь-шахтой.

В окрестностях медного рудника начал расти поселок. Строились бараки, дома для горняков и лесорубов. Они образовали первую улицу поселка – Пышминскую (ныне Сыромолотова). На горных работах были заняты 135 заводских людей, приписанных к руднику, 171 вольнонаемный. Все работы выполнялись вручную. Рабочий день длился 12–14 часов, домой возвращались часто в холод в отяжелевшей от воды одежде. Облегчить тяжелую трудовую жизнь, внести в душу человека покой и смирение могла только церковь, которая была с ним в горе и радости.

Жители поселка Медный Рудник выбрали для расположения православного храма место на возвышенности. На народные деньги поставили деревянную церковь, а в 1908 году перестроили ее в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Пережив нелегкие времена упадка и переоборудования под нужды культурных учреждений, ныне он стоит возрожденный на радость прихожанам.

Приход Вознесенской церкви

В приход Вознесенской церкви, обслуживающей северо-восточную часть Екатеринбурга, входили два селения (деревня Пышма и станция Владимирская, ныне село Балтым). Пышминское селение возникло в 30-х годах XVIII века, хотя люди появились здесь много раньше. Строительство первых домов относится к началу того века.

Место на Верхотурско-Богословском тракте за Екатеринбургом было довольно оживленное. Нужно обслуживать проезжающих, следить за состоянием дороги, заниматься заготовкой дров. Основными жителями прихода стали крестьяне, но они совсем не имели пашенной земли и сенокосных угодий из-за условий местности.

Благодаря изданию «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» узнаем, что с 1721 года население местности значительно увеличилось: оно пополняется мастеровыми казенных горных заводов, мещанами, низшими воинскими чинами и незначительным числом чиновников и купцов. Начался процесс освоения природного богатства края. Люди занялись старательством.

 В 1777 году деревня Пышма вошла в приход Вознесенской церкви. Приход ее был велик, имел 2517 прихожан, из которых 578 проживали в деревне Пышме, 210 – в селе Владимирском (Балтыме). Первое поселение находилось в 10 верстах от церкви, второе – в 18. Верста – мера длины, равная 1,06 километра. Сам же приход Вознесенский получил название от церкви и образовался в сентябре 1770 года. Тогда от Соборного прихода было отчислено Вознесенскому 186 дворов, позже отошла к нему и деревня Пышма с 28 дворами. К тому времени в деревне Пышме существовала довольно большая часовня. По просьбе жителей в некоторые праздники в ней проходили службы.

В конце XX века деревня Пышма была передана городу Екатеринбургу.

История храма села Балтым, который относился к приходу Вознесенской церкви, описывалась в газете «Час Пик» в № 24 от 20 июня 2018 года.

От Аятского прихода к Мостовскому

Село Мостовское основано в 1724 году и является одним из самых старых населенных пунктов на нашей территории. Оно возникло при Верхотурско-Богословском тракте. Из архивных документов узнаем, что в 1723 году крестьяне Мурзинской слободы Алапаевского дистрикта (округа) подали прошение в Екатеринбургскую земских и судных дел контору с просьбой разрешить им поселиться при большой Верхотурской дороге над речкой Большая Мостовая (левый приток реки Адуй). Звали крестьян Евтифий Игнатьевич Фетисов и Софрон Корешков.

Горные власти были заинтересованы в развитии трансуральского пути и разрешили крестьянам поселиться при дороге с условием «содержания проезжающих всякого чина людей… и для ямской гоньбы». Построенную вновь деревню назвали Мостовой. В 1735 году в канцелярии главного заводоуправления было определено к трем дворам деревни Мостовой, «где случается едущим перемена подвод» поселить еще десять дворов из Арамильской слободы. Жители Мостовой привлекались и к выполнению других работ, в частности к перевозке грузов между заводами. Из промыслов в Мостовой было развито изготовление деревянной посуды, бочек для Монетного двора. В 1858 году в Мостовой проживали 87 человек.

Мостовая стоит на низменном лесном пространстве по Верхотурской трактовой дороге в 38 верстах от епархиального города. Климат здесь сырой, почва глинистая. До 1871 года деревня Мостовая принадлежала Аятскому приходу, что находился в 72 верстах от Екатеринбурга. Здесь «первые насельники занимаемые для поселения места предварительно мостили деревом, чего требовала болотистая почва. И по настоящее время улицы и дворы сохранили на себе остатки мощения». По этой причине и возникло название села. Только перед освобождением от крепостной зависимости поселенцам было разрешено расчищать лес для пашни и усадебной земли.

Ранее существовала здесь часовня в честь Великомученицы Екатерины. В 1866 году на ее месте начато строительство деревянной церкви в честь перенесения мощей Святого Благоверного и Великого князя Александра Невского. Все принадлежности часовни были переданы в церковь. Храм возвышался на окраине. Работы по его строительству закончились в 1871 году, деревня получила статус села Мостовского.

С 1887 по 1893 год внутри храм украшался стенной живописью, снаружи был выкрашен, а перед главным входом устроена мраморная лестница в семь ступеней. В 1894 году случился пожар, после которого пришлось делать ремонт потолка и пола, переписывать заново иконы, был перезолочен и перекрашен иконостас.

Для священнослужителей выстроили в селе два дома. В 1902 году число прихожан насчитывало 817 человек мужского пола и 883 женского. Основные их занятия – заготовка дров, изготовление деревянной посуды, обслуживание постоялых дворов и промывка золота.

В состав прихода этой церкви вошла деревня Мостовка, что находилась в 9 верстах от села Мостовского. К началу 1720 года здесь часто появлялись люди, которые укладывали мост через реку и обустраивали дорогу. Людей этих отличали большая сила и выносливость, но рабочих рук не хватало. Обосноваться на берегу одноименной речки Мостовки было очень трудно. Однако в этом была необходимость: земли, жалованные заводчиком Демидовым, граничили здесь с казенными.

6 сентября 1726 года начальник уральских казенных заводов Георг Вильгельм де Геннин распорядился в деревне установить таможенный пост. Сбор надлежало производить с каждого, кто проходил или проезжал с частной земли на земли государевы. В 1753 году, когда была произведена отмена внутренних таможен, тракт стал свободен от сбора пошлин. Деревня Мостовка утратила свое значение, но осталась существовать как населенный пункт. Однако «Список населенных пунктов Пермской губернии» 1904 года уже не показывает деревню Мостовку как самостоятельную единицу. Он дает сведения только по селу Мостовскому и деревне Верхотурке. Показана в «Списке…» была деревня или не показа, а люди в ней продолжали жить и считать себя прихожанами прежнего храма.

Прихожане здесь проживали в основном русские, бывшие работники казенных заводов и приисков. В селе Мостовском насчитывалось 150 домов, из которых 129 занимались земледелием. В деревне Верхотурке стояло 40 домов, а земледелием занималось только 29. Общее население превышало 800 человек, что и соответствовало уже названной выше цифре.

Прихожане церкви во имя Святого Николая Чудотворца

Верхотурский прииск (деревня Верхотурка) находится в 12 верстах от села Мостовского. До 1824 года на месте деревни стоял дремучий лес, на месте которого и была открыта богатая Верхотурская россыпь. Поселение основали в 1831 году. Здесь долгие годы велись старательские работы по добыче золота.

Прямо в деревне Верхотурке располагался Лог Белоусик. Он относился к левому притоку реки Мостовки. Там была встречена аллювиальная (речная) россыпь с богатым содержанием золота. Золото это было высокопробным. Вместе с ним встречен один кристалл алмаза весом 1/16 карат.

Первоначально в эти места за неблагополучные поступки ссылались рабочие Березовского завода. Свое название деревня получила от пролегающего рядом Верхотурского тракта. По данным переписи населения 1897 года в деревне Верхотурке имелось 42 двора, где проживали 101 мужчина и 89 женщин. Все они были бывшие сельские работники казенных горных заводов. Деревня Верхотурка относилась к Мостовской волости.

Жители были православные, русские. До церкви, которая находилась в селе Мостовской прииск (Первомайка) было три версты, до волостного правления (с. Мостовское) – десять верст, до уездного города Екатеринбурга – 48 верст. Основным источником существования являлась добыча золота. Право заниматься добычей золота имели только те лица, у которых была земля. Вот и приходилось землевладельцам отводить старателям территорию для разработки. За свой счет старатели обеспечивали себя инструментами и приспособлениями для работы, а также сами были ответственны за доставку и добычу. Для проживания сначала оборудовались балаганы, а затем строились дома.

 Мостовской прииск (ныне Первомайка) находился пятнадцатью верстами дальше. В нем есть прихожане, приписанные к сельскому храму церкви во имя Святого Николая Чудотворца, построенной в 1881 году из существующей ранее (1877 году) часовни. Объяснить это можно следующим: в 1878 году известный виноторговец и промышленник А. Ф. Поклевский-Козелл взял в аренду эти края. Золотодобыча была поставлена на новый уровень.

Выросло значение деревни Верхотурки, а вместо старательских балаганов появился Большой Мостовской прииск, давший жизнь селу Первомайскому. Старатели были в основном православные русские. По данным краеведа Н. Чупина, люди здесь жили бедно, что заработают, то и пропьют. Большинство домов не имело надворных построек и даже ворот. Во время крестного хода 1914 года прихожане слушали проповедь священника о вреде пьянства.

Такова история возникновения храмов и приходов в селах при большой Верхотурской дороге.

Александра КИЛИНА

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать