Рейтинг@Mail.ru

ФИО

Телефон

E-mail

Комментарий


 
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Село Балтым: на пути от покаяния к возрождению28/06/2018

Закрытие и разрушение храмов, уничтожение духовенства остались в прошлом, идет процесс покаяния, воздвигаются новые храмы, восстанавливаются старые. Это путь, далекий от показухи, это возвращение к справедливости и доброте. В Свердловской области в ходе этого процесса более двухсот церквей возродились к новой жизни. Не последним в этом грандиозном деле оказалось и наше муниципальное образование. В этом отношении можно обратиться к истории храма села Балтым.

Новая юность

Поколение коммунистов, комсомольцев и пионеров, воспитанное в духе атеизма, ныне с трудом освобождается от идеологических догм, действовавших до недавнего времени. Все с детства знали, что нельзя посещать церковную службу, нельзя крестить детей, нельзя венчаться, нельзя отпевать ушедших из жизни родственников, нельзя отмечать церковные праздники и так далее. Люди тем самым перестали осознавать духовную историю своего народа и своего края.

Невольно на память приходит поэма Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки», впервые появившаяся в печати в 1932 году в канун 15-летия Октябрьской революции. Автор считал, что за это время вполне мог сформироваться юный ум девочки, умирающей от скарлатины. Девочка отвергает принесенный матерью в больницу крестильный крест «золоченый, маленький». Несчастная произносит вместо этого клятву пионера: «Я всегда готова!». Как жестоко сегодня звучат слова, одобрявшие происходящее и определявшие будущее:

«Чтоб земля суровая

Кровью истекла,

Чтобы юность новая

Из костей взошла»…

А эту поэму читали школьники и заучивали ее наизусть. Вот такое было вторжение в еще неокрепшие детские головы. Тут бы подумать, остановиться – да не так-то все просто было. Негативный процесс пошел. Люди разделились на верующих и неверующих, забывая о том, что было раньше.

Так было

В дореволюционной Российской империи главенствующая роль отводилась православной церкви. Рождение человека, свадьба, похороны – все проходило по церковным обрядам. Священнослужители делили с прихожанами и горе и праздники. В праздники облегчали жизнь от тяжелого труда, вносили в людские души покой и смирение.

Ими же производился учет и опись приходов и церквей по губерниям и епархиям, благодаря чему мы можем рассмотреть историю возникновения и расцвета существования, а далее, по воспоминаниям старожилов, узнаем о «перепрофилировании» храма села Балтым под нужды культуры.

Издание начала ХХ века, именуемое «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: «Историко-статистическое описание», дает нам основные сведения о возникновении храма.

В сельце Владимирском (Балтым) по указу Пермской духовной консистории от 1 июля 1860 года построена деревянная часовня, к которой в 1869 году было приделано отдельное помещение для алтаря. 6 сентября 1893 года по благословенной грамоте епископа Екатеринбургского благочинным протоиереем Василием Лукиным часовня освещена в церковь во имя Святой Великомученицы Праскевы.

Одновременно открылась в Балтыме и смешанная церковно-приходская школа. Она занимала наемное помещение. В годы перед свершением революции директором школы назначен Василий Андреевич Малых. Ученикам выдавался документ об окончании церковно-приходской школы.

Само же село Балтым зародилось намного раньше, в 1840 году, по велению начальника хребта Уральского Владимира Глинки. В его честь первоначально село и называлось Владимирским. Возникло из необходимости на половинном расстоянии между Екатеринбургом и селом Мостовским организовать земскую станцию.

Жители села обязаны были следить за состоянием дороги, обеспечивать в любую погоду проезд по ней тарантасов и почтовых телег на длинных дрогах. Тогдашняя стоимость проезда от Екатеринбурга до станции Владимирской равнялась трем копейкам серебром. Через село проделывали свой нелегкий пеший путь и паломники. Жители принимали их охотно. Никто не скупился на подаяния.

Проходили мимо села Балтым и богомольцы, чей путь лежал в Верхотурье к священным мощам Симеона Верхотурского. Жители считали за честь их принять в своем доме. Особенно памятен крестный ход в Верхотурье 1914 года. Описывающий это событие Аристарх Пономарев называет балтымцев «страннолюбивыми». Крестный ход встретил хор учеников местной церковно-приходской школы, а жители не сочли за труд подготовить трапезу на несколько тысяч человек. Село Балтым путешественники покидали сытыми и отдохнувшими. Им в этот день предстояло еще пройти путь до села Мостовского. Только там ждал ужин.

Жизнь менялась, а вера оставалась

В 1878 году в связи со строительством железной дороги почтовые станции стали закрываться, но жители в деревне оставались. Насчитывалось 40 хозяйств и две сотни жителей, которые обитали в 46 избах. Население занималось охотой, рыболовством, землепашеством. Выращивали в основном овес и ячмень. Часть населения занималась извозом – перевозили строительный лес и дрова в город. Несколько семей промышляли золотодобычей. Женщины собирали в лесу ягоды и грибы, которые затем продавали.

К 1908 году в Балтыме проживало уже 558 человек, из которых 258 мужчин и 273 женщины. События первых десятилетий начала ХХ века внесли серьезные изменения в судьбы людей и церкви. После революции и гражданской войны жителями села создана коммуна «Пахарь». Она разместилась на месте бывшей купеческой дачи у озера и объединила между собой ряд трудолюбивых семей. Для населения была создана еще и рыболовецкая артель.

В 1921 году вступила в действие директива ВЦИК от 23 января (13 февраля 1918 года) об отделении церкви от государства и школы от церкви. Религия была объявлена для граждан частным делом. Церковь лишилась прав на имущество, оно объявлялось всенародным и поступало в распоряжение местной власти.

От общества мог быть избран церковный совет, с которым председатель сельского совета заключал договор о бессрочном и бесплатном пользовании церковным имуществом находящейся в селении церкви. Договор также запрещал проведение антигосударственной пропаганды. Ремонт здания церкви и его содержание должен был поддерживать церковный совет.

За церковью села Балтым числилось 57 богослужебных предметов, 5 колоколов, местных икон – 2, настенных икон – 38. По решению комиссии исполкома Пышминско-Ключевской волости в мае 1922 года из церкви было изъято 7 серебряных изделий общим весом 2 фунта 45 золотников. Все изъятое было сдано уездной комиссии и по официальным данным использовалось на покупку хлеба для голодающих. Так стартовал поход государства на церковь. В 1929 году по всему молодому советскому государству начался процесс закрытия храмов, их разрушения и «перепрофилирования».

Вера уступает место идеологии                                       

Подошел 1930 год. Для села Балтым он был ознаменован созданием колхоза имени «Первого Мая». Главную улицу села назвали Первомайской. Жизнь жителей села стала меняться самым существенным образом, и посещение церкви колхозниками уже не вписывалось в дозволенные идеологические рамки.

К тому же повсеместно стали закрываться церкви, делалось это с якобы добровольного согласия граждан. В селе Балтым оставалось много верующих, и они не хотели закрытия местной церкви. Молодые лекторы с Медного Рудника постоянно читали им лекции о вреде религии, но ничего, кроме неприязни к себе, этим не вызывали.

Один раз было даже решено избить агитаторов, которые в очередной раз ожидались в селе. Однако этого события не произошло, так как агрессивно настроенные верующие разминулись с лекторами по дороге.

Вскоре церковь перелицевали в клуб, что было для верующих села большим потрясением. Для строительства сцены не хватало досок, и вместо них решили использовать иконостас. Так часть сцены оказалась сделанной из икон, уложенных ликами вниз.

Далее тяжелым испытанием для людей оказалась начавшаяся война. Все трудности по ведению коллективного и домашнего хозяйств, а также воспитания детей легли на женские плечи. Работы выполнялись на полях и фермах вручную. Сейчас трудно представить, сколько ведер воды из колодца на себе должна была принести доярка, чтобы напоить коров, сколько тонн сена заложить им в кормушки. Однако женщины продолжали трудиться не покладая рук. Редких минут отдыха почти не было.

Только после войны с появлением в селе фронтовика А. И. Шамаева началась активная работа избы-читальни и ввелись постоянные политинформации для работающих.

Вскоре изба-читальня была преобразована в библиотеку, которая активно помогала вести работу по политическому просвещению. У Александра Ивановича, к тому времени уже председателя сельского совета, появилось много новых помощников, в том числе и бригадир овощеводов Львов (на снимке среди членов бригады). В местном клубе стал заниматься хор. Организатором его, администратором клуба, руководителем хора и баянистом числился Иван Иванович Горбунов. После войны появился в селе и самодеятельный гармонист Владимир Прокопьевич Стафеев. Но в каком бы режиме «перепрофилированное» в клуб здание церкви ни работало, память о прежнем его предназначении была жива в людях. В селе сохранилась православная община.

Возрождение

До 80-х годов прошлого века над зданием продолжала выситься колокольня, на которой висел колокол, но без языка. Во время очередного ремонта колокол снесли. Было также обнаружено еще и несколько икон, которые до сих пор бережно хранятся у жителей села. Одна из икон оказалась у жительницы села Марии Сибилевой. Сейчас по семейной традиции она передается из поколения в поколение.

Православная община села Балтым в 1992 году обратилась к епископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Никону с прошением о благословлении на регистрацию общины и открытии храма вновь. Просьба была повторена в 1995 году.

Божьим благословлением храм был освящен в честь Вознесения Господня с приветственными престолами в честь преподобной Параскевы Пятницы и Святого Благоверного князя Александра Невского. Первым настоятелем храма в 1996 году был назначен отец Константин Туренков. Указом правящего архиерея в мае 1997 года настоятелем прихода назначен отец Анатолий.

В 2002 году храм сгорел. Это стало большим горем для верующих. Службу решено было проводить в помещении бывшего детского сада. Жители села пытались собрать деньги на восстановление, но собранных средств не хватало.

На благое дело откликнулось руководство ОАО «Уралэлектромедь». Решено было возвести новый храм. В январе 2004 года на берегу реки Балтымки был заложен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием крест под алтарь новой церкви. Большую помощь в работе оказывали и жители села.

22 октября 2005 года свершилось открытие нового храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Прихожане села принесли в церковь старые намоленные иконы. Рядом с ними иконы Николая Чудотворца, Александра Невского, Покрова Пресвятой Богородицы и Тихвинская икона Божией Матери.

С тех пор золоченые купола храма, его белые стены и сама крестообразная форма здания отражаются в чистой речной воде, вызывая радость в душах местных жителей.

Александра КИЛИНА

Последние новости
Авторизируйтесь на сайте чтобы ответить.
Последние комментарии
Комментировать