Никто сразу не рождается хардкорным игроком. Если говорить о моем поколении, то оно играло на ранних консолях и лишь со временем перешло на персональный компьютер. Однако не стоит полагать, что восьмибитки были тем форпостом, с которого начался всеохватывающий интерес к видеоиграм. Предшественниками приставок были советские игровые автоматы.
На сегодняшний день не каждый о них слышал и тем более видел. Речь идет в первую очередь о молодом поколении. Возможно, сегодня такие автоматы не вызвали бы большого интереса, однако 25 лет назад ученики бежали к ним с невероятным рвением, после или даже во время уроков. Эти квадратики на выпуклых экранах с невероятной силой поглощали внимание многих представителей прошлого поколения.
Прошло время, дети стали взрослыми и играют на несравнимо более совершенных консолях, однако не исключено, что именно советские автоматы стали движущей силой к созданию современных игр. Если учитывать, что кто-то из школьников тех лет стал заниматься их разработкой.
Впрочем, нельзя однозначно говорить о том, что игры тех времен не привлекают внимания. И недавняя выставка “Товарищеский матч. Советский спорт. Игровые автоматы” стала весьма посещаемой. А еще в стране работает музей игровых автоматов, который помимо ностальгирующих взрослых привлекает внимание и вполне молодых посетителей.
Все началось с выставки "Аттракцион-71", проходящей в 1971 году в парке им. Горького города Москвы. Советским гражданам приходилось простаивать в длинных очередях, дабы прикоснуться к чудо-технике американского и японского производства.
Интерес настолько был высок, что даже государственные предприятия были не прочь купить эти автоматы. Но в итоге договоры так и не были подписаны. Было лишь куплено несколько образцов, и на том дело закончилось. Однако вскоре появились автоматы отечественного производства, причем совершенно случайным образом они были идентичны автоматам иностранных производителей.
Хотя нет, все же некоторые отличия были.
В советских автоматах не было функции, при которой происходит запоминание лучшего результата. От этого в какой-то мере страдал соревновательный момент.
В американских автоматах в случае победы игрок награждался какой-нибудь приятной вещицей или вкусняшкой, но иначе обстоял процесс поощрения советскими автоматами. Никаких сладостей и безделушек в случае победы советские граждане не получали. Им в случае выигрыша предоставлялось дополнительное время для игры. Поэтому существовало мнение, что главное – не презент, а сам игровой процесс.
Никакого либерализма и попустительства в финансовых вопросах быть не могло. С этой целью в автоматах были созданы специальные счетчики для монет. Американцы к этой идее не пришли. У них даже не было соответствующего места под счетчик.
А теперь зададимся вопросом относительно того, где производились данные игровые автоматы? Не догадались? Если нет, тогда вы, пожалуй, удивитесь, поскольку производство данной техники производилось на 22 военных заводах. Да, наряду с оборонной техникой шел полным чередом и выпуск автоматов по типу "Репка". Благодаря этой инициативе военная индустрия выполняла финансовый план относительно производства своей продукции. Всего советскими военными заводами было выпущено около 70 видов игровых машин.
Из-за того, что в создании автоматов применялась современная электроника, цена их было высокой. Стоил один автомат от 2500 до 4000 рублей, что было сравнимо с покупкой автомобиля марки "Жигули".
Игровые автоматы размещались во многих публичных местах. Это были и парки, и вестибюли, различные залы. При этом, где бы ни были данные машины, везде они пользовались повышенным интересом и спросом. Стоимость одной игровой сессии составляла 15 копеек. Согласно распоряжению главного государственного органа по развлечениям "Союзаттракциона", план по сбору с одного игрового автомата составлял 3 рубля. Однако никто не мог ожидать, что данные машины будут приносить намного больше средств, нежели планировалось. Так, один игровой автомат вместо запланированных 3 рублей приносил аж 500.
Игр было довольно много. В рамки одной статьи весь перечень не поместится, поэтому ограничимся наиболее популярными. В те времена на территории государства было налажено производство механических, электромеханических и телевизионных автоматов.
Для того чтобы поиграть в "Морской бой" не обязательно несколько лет нужно было проходить службу в морском флоте. Достаточно было прийти в фойе одного из кинотеатров и насладиться любимой игрой.
Данный автомат благодаря специальной разработке был очень похож на реальный перископ. С помощью многообразия зеркал создавалась видимость необъятности горизонта, мигание лампочек имитировало движение торпед, а посредством ременного механизма осуществлялось движение кораблей. Данная машина было очень популярна на просторах Советского Союза. Ее неоднократно экспортировали в страны соцлагеря. Последняя модификация называлась "Морская дуэль". В ней новинкой стало то, что вражеские корабли имели возможность отстреливаться.
Из гоночных игр выделялась "Магистраль", которая у игроков развивала реакцию и логическое мышление. Играть в данный автосимулятор можно было как поодиночке, так и вдвоем. Все благодаря тому, что в наличии было по паре рулей и педалей. Модель игровой машины была одна, а вот режимов самой игры было несколько. Можно было играть как в обычном режиме, так и в ночное время или гололед.
"Городки" – игра, которая была обычным явлением в советских жилых дворах, теперь приняла вид видеоигры. Суть ее заключалась в том, что с помощью биты необходимо было сбить различные фигуры, которых насчитывалось 15 видов. При этом фигурки не стояли на месте, а находились в постоянном движении. Это делалось для того, чтобы игровой процесс был более сложным и интересным. При этом управление битой производилось при помощи рычага, а ее бросок осуществлялся нажатием специальной кнопки.
Игровой автомат "Снайпер" представлял собой нечто вроде современного тира. Многие советские парни, играя в эту игру, пытались таким образом обратить внимание интересующих их девчонок. Суть игры была предельно проста. Нужно было взять лишь в руку винтовку и попасть в заданную цель. Интересной особенностью данной винтовки было то, что она имела отдачу, которая осуществлялась с помощью специального датчика, расположенного на прикладе.
"Баскетбол" представлял собой механическую парную игру. Суть ее сводилась к тому, что в поле было множество лунок, в которые закатывался мяч. Игроку нужно было нажать на соответствующую кнопку, чтобы мяч попал в кольцо. Кстати сказать, модификации таких автоматов существуют и по сегодняшний день.
Благодаря тому, что спрос на игры с каждым годом рос, винницкие разработчики создали устройство под названием ТИА-МЦ-1. Программы в данном автомате можно было менять. По большему счету данная новинка стала прародительницей современных консолей. Для данной платформы вышло 12 игр, которые отличались в плане жанровой специфики. Особенно запомнилась игра "Конек-горбунок" – сказочная аркада на 16 экранах. Со временем появились еще два подобных автомата, в которых было по три игры.
Статья подготовлена при поддержке registration1xbet.net
При использовании материалов в интернете гиперссылка на govp.info обязательна.
Перепечатка в периодических изданиях (газетах, журналах) возможна только с письменного разрешения ИП Кондратьев О.Ф.