Запасаемся попкорном: политтехнологи обещают, что выборы-2026 в Свердловской области будут динамичными
За кого голосуем?
Вы заметили, как быстро пролетело время? Кажется, только вчера мы обсуждали предвыборную кампанию губернатора Свердловской области, а на горизонте уже вовсю маячит сентябрь-2026. И если кто-то думает, что это будет «очередное голосование для галочки», спешу вас расстроить (или обрадовать): нас ждёт настоящая политическая заруба.
Речь о выборах в Законодательное собрание Свердловской области. И здесь всё гораздо тоньше и сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Почему это не «просто выборы»
Давайте честно: выборы губернатора — это почти всегда предсказуемая история. Есть Москва, есть кандидат от Кремля, есть понятная иерархия. А вот региональное заксобрание — это уже «горизонталь». И та самая площадка, на которой сталкиваются интересы местных элит и крупных промышленных групп, которых у нас на Урале в избытке. А теперь примешайте ещё амбиции региональных политиков и коктейль готов.
Как метко заметил политконсультант Игорь Кузнецов в своём анализе, такие кампании часто оказываются куда бодрее и конкурентнее губернаторских:
«Выборы в региональных парламентах как раз наоборот могут быть конкурентнее губернаторских. Если губернаторские выборы — это про вертикаль — Москва – регион, то выборы в условное заксобрание — это горизонталь с региональными элитами, добавляющими в кампанию нерв. (…) Свердловская область (…) — представляет интерес в свете предстоящих кампаний. Свои электоральные особенности, история, внутриэлитная напряженность, регион, где нельзя просто спустить директиву, а нужно договариваться»
И это чистая правда. Наш регион никогда не был «тихой гаванью». У нас любят поспорить, умеют торговаться и как в старом анекдоте ценят «ехать», а не «шашечки».
Главная интрига 2026 года
Заложена в вопросе: кому и сколько. Масштабных скандалов с киданием тухлых помидоров не будет, это я вам гарантирую. Такого на избирательных кампаниях по всей стране нет уже почти лет 10. Но вот неожиданные выскочки в списках кандидатов или, наоборот, внезапно выбывшие при странных обстоятельствах игроки — это вполне вероятная история.
В нашем Свердловском Заксобрании сидят не просто люди с мандатами. Там представлены интересы «медников», «сталеваров», строительных магнатов и влиятельных кланов. Для них 2026 год — это точка пересборки правил игры.
Все зависит от того, смогут ли они все сесть за условный стол переговоров и открыто «разрезать пирог» политических ресурсов так, чтоб никто не затаил обиду и не почувствовал себя обделённым.
Чего ждать нам, избирателям
Ответа на вопрос о делёжке пирога мы совершенно точно не узнаем. Она уже идёт в кулуарах и за закрытыми дверьми. Однако сможем догадаться по ходу самой кампании: если искры полетят в разные стороны, то точно кто-то остался с меньшим куском, чем рассчитывал.
Уже сейчас известно, что Свердловскую область ждёт изменение схемы избирательных округов. Это косвенный признак того, что некоторые «зубры» текущего созыва могут не сохранить свои кресла. Избирком сообщил о том, что направил в Думу законопроект о новых границах 16 округов, от двух из них, кстати, были избраны оппозиционные депутаты-коммунисты. Официальная причина — изменение численности населения, неофициальная (как показывает практика) — смена раскладов сил.
Может быть, мы увидим даже старую добрую уральскую вольницу, когда в отдельных округах схлестнутся кандидаты, за которыми стоят примерно равные возможности.
Для обычного жителя это означает, что у избирательного периода есть шанс быть «живым» и заметным. Скорее всего, нас ждёт пара-тройка сюрпризов, яркие дебаты на местном уровне и борьба за повестку
Как показывает практика, основные баталии 2026-го уже близко, и «нерв», о котором говорят эксперты, мы почувствуем уже в апреле–мае.
Справка GOVP
Выборы в Законодательное собрание Свердловской области пройдут с 18 по 20 сентября 2026 года одновременно с выборами в Госдуму. Жителям региона предстоит избрать 50 парламентариев: 25 по одномандатным округам и 25 по партийным спискам.