OPEN URBAN TALKS. ЖК Екатеринбурга: жизнь внутри и снаружи
Архитекторы Надежда и Антонина рассказали об устройстве современного жилья
Уже около 10 лет мы занимаемся архитектурой, работали как с жилыми домами, так и с комплексным освоением территорий. Опираясь на это, мы бы хотели порассуждать, что такое хорошая архитектура и окружение.
— Тоня, архитектурный рынок сейчас имеет достаточно большой потенциал. Конечно, не вся архитектура призвана быть символичной и давать «эффект Бильбао» (зачастую данный эффект связан с созданием выдающегося архитектурного объекта, который становится центром притяжения). Поэтому мы можем проследить, что архитектурный рынок жилья остаётся фоновым. Ты работаешь больше с жильём. Расскажи, кроме внешнего облика, что важно учитывать в планировочных решениях? Ведь это формирует нашу повседневную жизнь и комфорт.

Надя, для того чтобы разобраться, что каждому из нас больше подходит для жизни, давайте сначала обсудим, что есть и может быть в жилых комплексах. Начнём с рассуждения об удобном и безопасном пространстве для жизни. Например, подъезд (или, как мы называем, МОП — место общего пользования). Он может быть компактным: только с тамбуром, небольшим пространством для размещения почтовых ящиков, лестницей и лифтом (конечно, может быть и без лифта, если дом до 4 этажей). С другой стороны, он может быть с мягкой зоной, местом для консьержа или охраны, колясочной и лапомойкой для собак — это уже лобби. Для безопасности жителей важно иметь остеклённые входы, чтобы видеть, что происходит внутри и снаружи подъезда. Сейчас уже большая часть девелоперов в России проектирует по этому принципу входные группы. В жилом доме может быть от 1 до 12 квартир на этаже и при этом от двух этажей и выше. Комфорт зависит от количества соседей на этаже. Наиболее удобно иметь не более 5–6 соседей в пределах одного этажа. В зависимости от конфигурации здания окна могут выходить во двор или на улицу. Каждый выбирает для себя, какой вид из окна он хочет видеть каждый день.

Надя, а можешь рассказать подробнее про улицы и прилегающие территории?
— Тоня, на самом деле, до недавнего времени застройщики вообще не уделяли времени улицам и благоустройству. Всё было ориентировано во двор. Сегодня эти места коммерческой активности являются чуть ли не «лицом» новых жилых комплексов. Всё чаще спрос идёт на наличие парка рядом, подходящей инфраструктуры для комфортного перемещения пешехода от парка до дома. Сейчас девелоперы и застройщики заказывают исследования, которые проводятся городскими планировщиками и транспортниками, чтобы внедрять проектируемые общественные пространства в существующую городскую среду, да и вообще правильно спроектировать. Исследования могут и показать прогноз, что будет важно для пользователя в ближайшие 5–10 лет. Такой срок обусловлен реализацией проекта. Но, на самом деле, общественные пространства — большое финансовое обременение для девелоперов. С такой системой, например, в Европе активно работают кооперативы и активисты социального жилья, потому что развитием инфраструктуры и общественных пространств в доме и вокруг него занимаются сами жители. Например, совместно прибирают и ремонтируют подъезды, придомовые территории. Для этого даже существуют специальные программы поддержки. Правда, Тоня?
Да, вот одно из ранних типов социального жилья — Centraal Wonen Delft в Делфте в Нидерландах, 1981 года. В здании есть коллективное пространство кухни и гостиной, а также общая сауна, сад и мастерская. Решения по улучшению и уход за общими зонами совершают сами жители.
Мы не знаем, как скоро такой подход наберёт популярность и вообще трансформируется. Но мы как проектировщики всё время следим за опытом других стран или других регионов России. Ведь проектирование не стоит на месте и всё время развивается.