Час икс «Чагино»: как в 2005 году отключение одной подстанции парализовало всю Москву — хроника энергетического коллапса
Город просто остановился
Москва пережила крупнейший энергетический коллапс в своей истории 25 мая 2005 года. Внезапно остановились поезда метро, замерли троллейбусы и трамваи, больницы остались без света, а Волгоградский проспект затопило нечистотами. О том, как развивалась авария и почему никто не мог понять, что происходит, в своём дзен-канале «О Москве нескучно» рассказал Илья Негин.
Всё началось за 2 дня до катастрофы, когда 23 мая на подстанции «Чагино» в районе Люблино загорелся трансформатор. Огонь потушили, но на следующий день вспыхнули ещё 4 из 6. Последний продержался до утра 25 мая, но к 11:30 не выдержал нагрузки и отключился, поэтому «Чагино» обесточили полностью.
В метро остановились составы: Люблинская, Каховская и Бутовская линии встали целиком, на четырёх других не работали южные участки. Сотовая связь под землёй ловила не везде, мобильный интернет GPRS и WAP не позволяли быстро узнать новости, а оповещений для пассажиров просто не сделали. Эвакуация длилась 1,5 часа, в процессе на поверхность вывели около 100 тысяч человек.
Остались только автобусы, которые мгновенно переполнились, а такси приходилось «ловить» руками, цены взлетели до небес. На юго-востоке прорвало канализационные трубы, поэтому Волгоградский проспект между одноимённой станцией и «Текстильщиками» ушёл под воду сантиметров на 30.
К 3 часам дня начали запускать метро, к вечеру движение восстановили, а вот 15 больниц и поликлиник оставались без света ещё сутки. Говорили об изношенности оборудования, жаре и халатности. В Госдуме даже объявили, что главной причиной стало не «Чагино», а упавшее на ЛЭП дерево в Очакове.
Мне вот становится некомфортно, когда в моём Берёзовском даже на пару часов отключают свет. Сразу пропадает связь, не работает интернет, еда в холодильнике начинает портиться, а ты сидишь со свечкой. Не представляю, что было бы, если бы тот же Екатеринбург встал.